Новости
Южнорусский Союз Писателей продолжает знакомство одесситов с литературными альманахами постсоветского пространства. 18 апреля в Золотом зале Одесского литературного музея состоялась презентация очередного международного издания, в котором были опубликованы произведения ряда одесских поэтов.
Координатором вечера выступил председатель Южнорусского Союза Писателей Сергей Главацкий, вел презентацию поэт Семён Абрамович. В этот раз журналистом и литератором Александром Мухаревым из Днепропетровска вниманию широкой публики был представлен альманах «Арт-Шум». Именно в третий выпуск этого литературного альманаха вошли произведения восьми членов Южнорусского Союза Писателей – Сергея Нежинского, Алёны Щербаковой, Валерия Сухарева, Юлии Петрусевичюте, Ирины Дежевой, Сергея Главацкого, Евгении Краснояровой и Марии Савченко. В рамках презентации в авторском исполнении прозвучали их стихи – как вошедшие в альманах, так и свежие, написанные совсем недавно. Нужно отметить, что в предудущих номерах были опубликованы произведения таких авторов как Наталья Бельченко, Алексей Торхов, Александр Моцар, Ольга Логош, Надя Делаланд, Вилли Мельников и многие другие, а в последнем номере, помимо одесситов, опубликованы произведения авторов Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля, Киева, Запорожья, Днепропетровска, Николаева и города Ктуньо (Польша).
На вечере Александр Мухарев рассказал о литературной жизни Днепропетровска – города, в котором издается альманах «Арт-Шум». Конечно же, такой богатой литературной традиции, как в Одессе, в Днепропетровске не сложилось и, к сожалению, не могло сложиться, из-за непосредственно промышленного его предназначения: в последние десятилетия Днепропетровск был «закрытым» городом, и это обстоятельство препятствовало творческому общению, необходимому для развития культурного процесса. Однако, несмотря на это, и в Днепропетровске живут и творят известные прозаики и поэты: Ульяна Гамаюн, Артем Явас, Людмила Некрасовская, Максим Бородин; издаются литературные журналы, в число которых вошел и «Арт-Шум».
И для нашего гостя Александра Мухарева, и для одесситов день плодотворного общения стал еще одним налаженным мостиком между русскоязычными писателями Украины, еще одним поводом поддерживать тесные творческие контакты и сотрудничать с коллегами из центральных областей Украины.
Пресс-служба ЮРСП
18 апреля в 14.00 в Золотом зале Одесского литературного музея (ул. Ланжероновская, 2) состоится вечер-презентация международного днепропетровского литературного альманаха «АртШум» (№ 1, 2010).
Альманах будет представлен главным редактором альманаха Александром Мухаревым (Днепропетровск), им будет представлены все три номера «Арт-ШУМа».
Первый номер издания «Арт-ШУМ» вышел в августе 2009 года и продолжил традиции малотиражных альманахов «Артикль» (1991-2005) и «Стых» (1999-2009). Альманах был представлен в Коктебеле (на Волошинском конкурсе в 2009 году), в Киеве (в НСПУ), на Международном Биеннале поэтов в Москве (в Зверевском центре), в Петербурге в нонконформистской арт-галерее «Борей».
В третьем номера альманаха (№ 1 за 2010 г.) опубликованы восемь авторов Южнорусского Союза Писателей Алёна Щербакова, Валерий Сухарев, Евгения Красноярова, Ирина Дежева, Мария Савченко, Сергей Главацкий, Юлия Петрусевичюте, Сергей Нежинский, а также писатели Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Ктуньо (Польша), Киева, Днепропетровска, Запорожья и Николаева.
На вечере-презентации выступят как опубликованные в последнем номере одесситы, так и авторы прошлых номеров альманаха из Винницы, Николаева и т.д.
Культурное мероприятие организовано Южнорусским Союзом Писателей.
Вход свободный.
Мероприятие в сети:
https://vk.com/event16723361
СЕРГЕЙ ГЛАВАЦКИЙ: ПОЭТ – ЭТО СУЩНОСТЬ С ПЕЧАТЬЮ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СУДЬБУ МИРА
СЕРГЕЙ ГЛАВАЦКИЙ: ПОЭТ – ЭТО СУЩНОСТЬ С ПЕЧАТЬЮ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СУДЬБУ МИРА
СЕРГЕЙ ГЛАВАЦКИЙ: ПОЭТ – ЭТО СУЩНОСТЬ С ПЕЧАТЬЮ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СУДЬБУ МИРА
Я не случайно отважилась на беседу с Сергеем Главацким именно сегодня, во Всемирный День Поэзии. Почему? Ответ – здесь, в его ответах.
– 21 марта отмечается Всемирный День Поэзии. Поэзия – ремесло? Профессия? Состояние души, судьба? А стоит ли выделять поэтов в какую-то отдельную «касту»? Кто они, поэты, в твоём понимании?
– Мне кажется, что вопрос о ремесле и профессии некорректен. Это система координат, которая неприложима к искусству вообще. Скорее, можно говорить о диагнозе или призвании. Поэтов не нужно выделять в какую-то особую касту, их и так уже природа выделила. Это такая же биологически отдельная каста, как аутисты, блаженные, индиго или «кристальные дети». В XXI-м веке литераторов не очень занимают вопросы о способности творческих людей (или рядовых людей) видоизменять нашу реальность, создавать параллельные тонкоматериальные миры, подобно тому, как мыслительная деятельность человечества создаёт ноосферу, и подобно тому, как человечество созидает всю свою историю информационный продукт. Но ведь никто ещё не доказал, что оказывает большее влияние на эволюцию мира – политика или искусство, и кто сильные мира сего – Владимир Ленин или Михаил Булгаков, например. Поэт – это сущность с печатью ответственности за судьбу мира. Не важно, можешь ли ты оказывать влияние на мир или его сегмент, важно, что ответственность у тебя не меньшая. В этом смысле, поэзия – судьба, с некими психологическими и парафизическими бонусами и ущербами. Конечно, сейчас модно это отрицать. Причины этого очевидны.
– Как ты относишься к фразе, которую многие считают своим творческим кредо. «Ни дня без строчки!» – такое возможно, конечно, но… нужно ли?
– Среди поэтов, с которыми я общаюсь, такого творческого кредо нет. Можно ли по этому сказать, что я общаюсь с плохими или хорошими авторами? Думаю, можно. Конечно, возможно писать каждый день по пять-десять стихотворений, я даже знаю людей, которые умеют это делать очень талантливо. Но что из этого получается? Зачастую, одна бесконечная сага. А каждое стихотворение должно иметь своё лицо. Если человек пишет каждый день, здесь варианта два: либо ему нужно выговориться, либо у него нет никакого ощущения поэзии. Потому что поэзии не может быть много. Тот, кто выговаривается – выговорится и замолчит, на время или навсегда. Тот, кто слепо следует правилу «ни дня без строчки», скорее, застывший в своём развитии индивидуум. При этом, конечно, не нужно впадать и в другую крайность, потому что мозг во время творческого молчания теряет оснастку. Поэтому очень важно достигнуть равновесия.
– Сетевая литература вытесняет литературу не сетевую, «бумажную». В чём её преимущество – общеизвестно. А в чём её минусы, слабые стороны?
– Вот знаете, ведь рано или поздно интернет падёт. Многие математики предрекают его коллапс в ближайшие пять лет. И тогда сетевой литературы не станет. Не исключено, что исчезнет не только интернет, как средство коммуникации, но и львиная часть информации в нём. В том числе и миллионы этих невесомых тонн прозы и стихов, в основном, плохих. Никто не будет восстанавливать информацию, как не восстанавливают её на «падающих» уже сейчас литературных серверах. В интернете каши, конечно, больше, но она не наваристей. Наши «кремниевые друзья» гораздо хрупче и недолговечней Александрийской библиотеки… Я не верю, что есть «бумажная» и «сетевая» художественные литературы, равно как «бумажной» и «сетевой» научной или учебной литератур. Формы передачи и хранения информации могут замещать одна другую, языки – умирать и рождаться, литература – стоит на месте.
– Обилие литературных порталов в Сети с обилием же… пишущих. Как обозначить такое явление, как тот же самый «самсебяиздат»? И как определиться читателю, как отличить поэзию от… непоэзии. Графомания – это пандемия нашего времени?
– Я, к сожалению, не знаю, современных русских писателей, которые бы стали знаменитыми благодаря самиздату, блогам и публикациям только в интернете. Несамодостаточность интернета на лицо. Это скорее «Корзина», чем «Мои документы». Но пусть графоманы лучше думают, что Интернет самодостаточен… Насчёт читателей, я думаю, что лучший судья – время, поэтому лучше, чтобы современная литература варилась в своём собственном котле, среди литераторов (насколько это возможно) некоторое время, прежде чем занять полки книжных магазинов. Думаю, двадцати-тридцати лет достаточно, чтобы отсеять ненужное. Хотя, конечно, каждый ищущий читатель всегда, в любом случае, найдёт своего писателя, где бы тот ни спрятался… Но в этом случае читатель не будет массовым.
А графоман – это очень неточное понятие. Ведь настоящие поэты тоже считают, что они талантливы, и тоже очень редко удовлетворены своей известностью и собой, и тоже хотят написать больше хороших произведений за свою жизнь. Но нельзя считать себя центром вселенной, страны, города, нужно работать над собой и каждым своим произведением говорить что-то новое миру. Это возможно.
Главное для писателя – идти своей дорогой и не поддаваться на провокации тех миллионов и миллионов, которые считают себя хорошими поэтами. Ведь такое же завышенное отношение к себе встречается в любой сфере жизни. Ненужное рано или поздно отпадёт, как шелуха. Законы пиара тоже имеют свои временные и количественные ограничения. Пандемия рано или поздно истребляет всех, кто поддаётся заразе.
– «Времена не выбирают, в них живут и умирают…» И всё-таки, если бы у тебя появилась возможность выбора, какой эпохе ты бы отдал предпочтение?
– На самом деле, человечество эпохи Пятого Солнца так узко зажато во времени между двумя апокалиптическими катастрофами, известной прошлой и неизвестной будущей, что выбирать время существования становится неблагодарным делом, я бы даже сказал, неблагодарной роскошью. Так что гораздо важнее не время пребывания в каком-то определённом временном отрезке, а место пребывания. Не могу сказать, что мне нравится на этой планете какое-нибудь место насколько, чтобы там жить. Не говоря уже о трёх измерениях. Разве что на острове в географическом центре Тихого океана, но обязательно – со спутниковым интернетом, да.
– Какие книги стоят на твоей книжной полке? Есть ли среди них книги твоих современников?
– Самое большое издание – Большая советская энциклопедия. Книг разных много, много русской классики; вышло так, что из собраний сочинений – Блок, Бунин, Куприн. Авторы «серебряного» века, Сологуб, Цветаева, Волошин, Балтрушайтис, мемуары. Радует, что у моих коллег немалые библиотеки, и то, чего нет у меня, можно взять у друзей. Постмодерна немного, из него я по настоящему люблю только Алессандро Барикко, но – постмодерн ли это? А книг современников тоже достаточно, целая полка, в основном, это современные одесские авторы, в том числе, и молодёжь: Александр Закладной, Ирина Дежева, Татьяна Орбатова, Евгения Красноярова.
– Ещё одна расхожая фраза, почти примета, связанная с Одессой. Считается, что из Одессы нужно уезжать, чтобы состояться. Как по-твоему, это касается всех провинций или только «провинции у моря»?
– Да, в Одессе такая проблема была, есть и будет. Над Одессой висит дамоклов меч «одной из трёх бывших культурных столиц Российской империи», и современный город пытается соответствовать своему прошлому. Но всё зависит от того, что человек подразумевает под словом «состояться». Кому-то, может быть, хочется стать главным редактором региональной газеты или какого-либо издательства, а кому-то хочется, например, объединить все российские, украинские и белорусские союзы писателей и стать в их главе. У каждого свои «мультики». На самом деле, чтобы каждому дать шанс состояться, нужно поселить всех людей в центре мира. В Москве, в Лондоне, в Нью-Йорке, не знаю. Одессы в этом списке нет. Как нет и Киева, и Луганска, и Львова, и Украины в целом, и многих других «задворок цивилизации», пусть даже горячих точек этих задворок. Причём, возможность «состояться» в Москве, в Лондоне и так далее не говорит о самодостаточности этих городов. Они, как раз, не могут без нас. Опять-таки, гармония.
– Когда тебе пишется лучше всего? Это особенное время суток, время года, погода, эмоциональный настрой или совокупность всех этих факторов?
– Честно говоря, ни один из этих факторов не имеет значения, когда у тебя в голове есть мысль. Но когда есть мысль, нужно умение создать эмоциональный настрой. Потому что чтобы выстроить архитектуру произведения нужно сосредоточение. Сейчас пишется обычно периодами, один период облекает стихотворения в какую-то общую настроенческую или мировоззренческую форму, потом, в период молчания, происходит мутация внутреннего мира, а потом в нём вызревают новые произведения. Точно знаю, что в ноябре внутренний мир эволюционирует очень быстро и уверенно.
– Твоё творчество ориентировано на вполне определённого читателя? Каким ты себе его представляешь?
– Представляю человека, пережившего 2012 год, даже больше – пережившего двадцатые годы XXI-ого века. Если тогда люди, разумеется, будут. А если серьёзно, представляю читателя, который никогда не слушает литературное радио, а вчитывающегося по три-четыре раза в текст и идущего дальше – вслед развитию автора. Или умеющего считывать поэтические мыслеформы из ноосферы. Обходя откровенную словесную чушь. Такая вот феерическая утопия.
– «Поэты! Умейте домолчаться до стихов!» Это, своего рода пожелание поэтам оставила Мария Петровых. А что пожелал бы поэтам ты?
– Поэтам желаю оставаться самими собой, настоящими, какими настоящими всегда остаются другие люди, оказавшиеся на своём месте: дворники – настоящими дворниками, лесники – настоящими лесниками, сумасшедшие – настоящими сумасшедшими. Потому что каждый человек, оказавшийся на своём месте, в чём-то – поэт, в чём-то некий инфернальный маг. Даже так – желаю поэтам брать пример с тех, кто чувствует себя на своём месте и понимает свою роль в созидании пространственно-временного континуума, но не забываться, что места поэтам на этой земле нет. Ну, и смириться с этим желаю.
«Diligans» и я – Людмила Шарга, поздравляем Сергея с Всемирным Днём Поэзии и благодарим за беседу. На наш взгляд, она не была светской и, что самое главное, не была скучной.
Беседу вела Людмила Шарга
21.03.2010 г.
Чудесная повесть «Двудушие» прозаика, члена Южнорусского Союза Писателей Алана Останина (Одесса) вошла в лонг-лист «Русской премии – 2009». Мы поздравляем Алана и желаем ему победы!
20 февраля в Золотом Зале Одесского литературного музея Одесская, Николаевская и Крымская областные организации Конгресса литераторов Украины провели большой литературный вечер. Он был посвящен памяти выдающегося поэта Юрия Каплана.
Вечер памяти провел одесский поэт Семен Абрамович. Он познакомил гостей с биографией Юрия Каплана, подробно остановился на основных вехах его творческого пути. В исполнении Семена прозвучали стихотворения Юрия Каплана и два посвящения поэту, написанные после трагической его гибели: стихотворение Александра Мороза, звучавшее в день похорон Юрия Каплана в Киеве и стихотворение Анатолия Лемыша, киевского поэта, прозвучавшее на фестивале «Славянские традиции» в Крыму. Свои посвящения Юрию Каплану прочли одесситки Людмила Шарга и Евгения Красноярова, известный поэт Алексей Торхов (Николаев).
В рамках литературного вечера прошла презентация четвертого номера ежегодного литературного альманаха «ЛитЭра», большая часть которого посвящена фестивалю «Славянские традиции – 2009». Он был издан симферопольским издательством «Доля» за счет собственных средств Валерия Басырова, члена жюри «Славянских традиций». Альманах включил в себя множество материалов, став не просто сборником текстов участников, а «путеводителем» по фестивалю. В нем опубликованы программа фестиваля, история его создания и краткий дневник событий, произошедших за несколько фестивальных дней, списки финалистов и победителей, приветствия участникам от Союза писателей России, Департамента культуры города Москвы и др. Отдельный раздел посвящен Членам жюри фестиваля Юрию Полякову, Владимиру Кострову, Евгению Рейну, Сергею Казначееву, Валерию Торопцеву, Ирине Силецкой, Юрию Каплану, Владимиру Спектору, Станиславу Бондаренко и Сергею Главацкому. Опубликованы произведения победителей фестиваля в пяти поэтических номинациях, среди которых трое одесских авторов, членов Южнорусского Союза Писателей (Одесская организация КЛУ) – Людмила Шарга, Алёна Щербакова и Евгения Красноярова, и произведения победителей фестиваля в номинации «Проза», в которой первое место занял одессит, также член ЮРСП, Александр Леонтьев.
На сегодня презентация альманаха в Одесском литературном музее – первая и единственная пока в Украине. По словам члена жюри фестиваля Сергея Главацкого, «сам факт, что четверо авторов Южнорусского союза писателей стали победителями фестиваля, требовал от нас серьёзно отнестись к появлению этой книги». Издатель Валерий Басыров рассказал о том, как создавался альманах, о его презентации в Центральном доме литератора, о большом интересе среди публики к подобным мероприятиям. Победители фестиваля Алексей Торхов и Надежда Агафонова из Николаева, Людмила Шарга, Алёна Щербакова, Евгения Красноярова и Александр Леонтьев из Одессы прочли свои стихотворения, им были вручены авторские экземпляры «ЛитЭры».
Вечер был проведён при поддержке общественной организации «Интеллектуальный Форум».
20 февраля в 14.00 в Одесском литературном музее состоится вечер-презентация литературного альманаха «ЛитЭра» (№4), посвящённого Первому Международному литературному фестивалю «Славянские Традиции – 2009», который прошёл в августе прошлого года в Крыму. В альманах вошли произведения лауреатов фестиваля, а также членов жюри, в т.ч. главного редактора «Литературной газеты» Юрия Полякова, Евгения Рейна, Владимира Кострова, Валерия Казакова, Юрия Каплана, Владимира Спектора, Сергея Главацкого и др.
Напомним, что на фестивале «Славянские Традиции – 2009» четверо авторов Южнорусского Союза Писателей заняли призовые места. 17 января этого года альманах был презентован в Центральном Доме литераторов в Москве, где организатор фестиваля Ирина Силецкая рассказала собравшимся о прошедшем фестивале, а издатель альманаха Валерий Басыров рассказал о работе над изданием. Там же одесским и московским писателем, искусствоведом, бывшим литературным секретарём Анастасии Цветаевой Станиславом Айдиняном были озвучены стихотворения одесситов-победителей фестиваля.
В Одессе альманах также будет представлен писателем, издателем, президентом Крымской Литературной Академии, Сопредседателем Конгресса литераторов Украины, членом жюри фестиваля Валерием Басыровым (Симферополь).
Свои стихотворения прочтут победители и участники фестиваля Алексей Торхов (Николаев), Надежда Агафонова (Николаев), Людмила Некрасовская (Днепропетровск), Александр Леонтьев (Одесса), Людмила Шарга (Одесса), Алёна Щербакова (Одесса), Евгения Красноярова (Одесса).
В рамках мероприятия пройдёт вечер памяти Юрия Каплана, замечательного поэта, деятеля культуры, первого председателя Всеукраинского творческого союза «Конгресс литераторов Украины», четвёртого председателя Земшара, идейного вдохновителя фестиваля «Славянские Традиции». На вечере прозвучат стихотворения поэта, будут прочитаны посвящения ему. Вечер памяти проведёт Семён Абрамович.
Культурное мероприятие организовано Южнорусским Союзом Писателей.
Вход свободный.
Мероприятие в сети:
https://vk.com/litera_v_odessa
В Одессе издан альманах «ОМК – 2009». В альманахе представлены произведения 17 авторов Южнорусского Союза Писателей, а именно Анны Стреминской-Божко, Юлии Мельник, Алёны Щербаковой, Ильи Рейдермана, Сергея Главацкого, Юлии Петрусевичюте, Ирины Дежевой, Сергея Нежинского, Татьяны Орбатовой, Яны Пизинцали, Валерия Сухарева, Марии Савченко, Алёны Могулевской, Станислава Айдиняна, Людмилы Шарга, Евгении Краснояровой и Александра Леонтьева.
Подведены итоги второго конкурса на соискание Международной поэтической премии им. Петра Вегина (2009). Победителем стал автор Южнорусского Союза Писателей, одессит Сергей Нежинский (1-е место, 172 балла), также в числе лауреатов автор ЮРСП Евгения Красноярова (5-е место, 83 балла). Поздравляем!!!
25.12.2009. «ТОЧКА НЕЗАМЕРЗАНИЯ»: ПОЭТИЧЕСКИЙ НОВОГОДНИЙ УТРЕННИК
25.12.2009. «ТОЧКА НЕЗАМЕРЗАНИЯ»: ПОЭТИЧЕСКИЙ НОВОГОДНИЙ УТРЕННИК
25 декабря в 18.00 в Музее современного искусства Одессы (Сабанский переулок, 4-а) состоится литературный новогодний утренник «Точка Незамерзания», иными словами «рoint-UN-freezing».
В костюмированном действе участвуют поэты Алёна Щербакова, Юлия Петрусевичюте, Сергей Главацкий, Евгения Красноярова, Валерий Сухарев, Мария Савченко, Сергей Нежинский, Юлия Мельник и другие. Зрителей ждут Теневое Шоу Теней, в которое будут вовлечены и поэты, поэтому лица некоторых поэтов гости утренника так и не увидят, зато услышат их голоса.
В этот вечер каждый из пришедших должен будет определить для себя, по какую сторону от судьбоносной точки незамерзания он будет находиться в дальнейшем и куда ему двигаться дальше – в сторону столкновения чёрных дыр или тепловой смерти Вселенной, ибо 2012 скоро.
Утренник с неопределёнными грамматическими последствиями проведут Южнорусский Союз Писателей.
Вход свободный.
Мероприятие в сети:
https://vk.com/pointunfreezing
19 декабря в 14.30 в Одесском литературном музее (ул. Ланжероновская, 2) состоится презентация сборника стихотворений известного одесского поэта Ильи Рейдермана «Одесские Этюды». В новую книгу вошли стихотворения преимущественно одесской тематики.
Илья Рейдерман – поэт, философ, журналист, член Южнорусского Союза Писателей, лауреат Международного литературного интернет-конкурса «Сетевой Дюк» в 2001 г., автор множества публикаций в периодике и ряда поэтических сборников, первый из которых вышел ещё в 1975 году. Стихи И. Рейдермана обнаруживают в себе сочетание лёгкости и лирической поэтичности.
Вечер организован Южнорусским Союзом Писателей.
Вход свободный.
Мероприятие в сети:
https://vk.com/event13741698