Иван Бездомный

"ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАСТЕРА"
Бард-опера

(фантазия на темы романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита")

фрагменты


***

ПОСЛЕДНЯЯ ПЕСНЯ МАСТЕРА

Это наша весна, мы к ней шли через тысячи лет.
За нее погибали и дети, и супергерои.
За нее были стерты с земли Карфагены и Трои.
За нее мы поверили в Бога, которого нет.
Это наша весна, мы встречаем ее как рассвет.
И Спаситель давно уж живет среди нас в миллионах.
В миллионах красивых, влюбленных и незащищенных
возродился и выжил Спаситель, которого нет!
И добро против зла начинает свой праведный бой,
окрыленное опытом жизни во все лихолетья.
И Земля погружается в новое тысячелетье,
словно новый корабль, что со стапелей сходит в прибой.

Мы уже иногда вспоминаем своих стариков,
мы уже иногда понимаем, что детям не сладко -
приходить в этот мир без законов, любви и порядка;
и уже разгибаем железо старинных оков.
Открываем глаза, прозревая века слепоты;
разгребаем историю, словно зарытые клады.
И в источниках наших опять заплескались наяды,
и становятся светлыми новые наши мечты!

И весна, как прораб, начинает нам строить свой храм.
Мы опять раздаем обещанья любимым и женам,
мы опять возвращаемся к письмам, когда-то сожженным,
и опять доверяем отвергнутым было друзьям.
Запакует пожитки в дорогу бродяга-зима,
одуревши от зноя, ее ждут какие-то страны;
даже взрослые женщины смотрят свежо и желанно,
ну а юные девушки просто нас сводят с ума! -
Не дождавшись тепла, возникают из зимних пальто,
словно летние бабочки сбросили легкий свой кокон,
и обрушились звуки из настежь распахнутых окон,
и весь город, ожив, молодеет лет этак на сто!

До свиданья, зима! Не грусти. Ну, подумай сама:
Ну, зачем оставаться тебе там, где ты надоела?
Южный ветер ласкает твое белоснежное тело,
и с улыбкой тебе говорит: до свиданья, зима!
И вернулись опять животворные чудо-дожди,
и ростками приподняты тысячи тонн чернозема,
и спросонок речушки из русел ушли, как из дома,
и вот-вот разродится земля, лишь чуть-чуть подожди!
Начинается жизнь по законам весенней игры,
и теперь недействительны больше иные законы.
Переполнены удалью вешней лачуги и троны,
и Христос с Люцифером в бильярдной гоняют шары!

Поправляет снегирь перед балом жабо и жилет,
и на море вода, будто зеркало старой кокетки,
словно руки жены, за одежду цепляются ветки,
и для этой весны ничего невозможного нет!
И вонзается в ночь ослепительный солнечный взгляд,
и черту прочертив, с небосвода срываются звезды.
И тогда понимаешь, что вновь возродиться не поздно,
и не стоит менять эту жизнь ни на тлен, ни на смрад!

Переполнен любовью зеленый пронзительный мир,
и взрываются почки, как будто пехотные мины,
и художники полночью пишут хмельные картины,
на которых гудит и поет озорная весна!
Переполнен весной даже волчий пугающий вой,
и коровы жевать забывают привычные жвачки,
разрывая похмельный синдром летаргической спячки,
и несут алкаши до копейки зарплату домой!
И из зимних берлог выползают на солнце "бомжи",
и целуют подруг, ошалевших от яркого света,
беспризорные дети жуют дорогие конфеты,
и бандиты меняют на розы тупые ножи…

Отдыхают мозги от кошмарных несбывшихся снов,
и шальная вода припустилась по рвам и оврагам,
и с улыбкой менты отбивают печенки бродягам,
и с улыбкой бродяги по-матушке кроют ментов!
Если вам все равно - соглашаться не надо со мной.
Не пускайте весну, затворите все окна и двери,
но потом вы поймете, что нет невозвратней потери,
чем не встретить весну, не проникнуться этой весной!


***

ПЕРВАЯ ПЕСНЯ АЗАЗЕЛЛО

Только где-то засверкали
молнии окрест -
сразу куча всякой швали
хочет влезть на крест.

Между Руров и Донбассов,
Турций и Россий
бродят толпы ложных спасов,
тысячи мессий.

И вникают в их дебаты
толпы дураков…
И вовсю трубят фанаты
про своих "божков":

"Ваш Спас - не про нас,
ваш спас - лоботряс!
Ваш Спас - не для нас!
Наш Спас - это класс!"

Не ищи ты на планете
спасовы черты:
Спас живет на этом свете,
только это -
ты.

Если Спаса не поймете
в собственных сердцах -
не ищите, не найдете
Спаса в небесах!

И хотя в земных поклонах
расшибите лоб -
лишь одно определенно:
попадете в гроб…


***

ШЕСТАЯ ПЕСНЯ ИЕШУА

Проводи меня, архангел, проводи!
Проводи меня на смерть и торжество.
У меня так много боли впереди -
но об этом я не знаю ничего.

Я живу пока, не ведая забот,
у меня пока нет раны на груди,
я еще не утирал кровавый пот -
проводи меня, архангел, проводи!

Проводи меня, архангел, проводи!
Старый друг уже готов меня предать,
и любимая готовится уйти,
и готова не понять родная мать.

Неприятели, вкушая эпилог,
для меня уже сбивают эшафот,
на мгновенье отвернется даже Бог -
и никто ко мне на помощь не придет.

Скоро встану на свою дорогу в ад,
скоро кровь свою оставлю на росе.
Я, конечно, перед всеми виноват:
почему не мог я думать так, как все?

А когда его до смерти загноят -
все прозреют, захотят его вернуть…
Архи-мученик проходит архи-ад.
Архи-ангел освещает этот путь.


***

МОЛИТВА МАСТЕРА

Поговори со мною, Бог.
Я так устал бродить по свету,
решать задачи без ответа,
я под собой не чую ног.

Я над собой не чую слез,
в себе не чую покаянья,
и, переполненный страданьем,
от нас давно ушел Христос.

Его печальные глаза
глядят с такою укоризной…
Все в этом мире пахнет тризной,
а жизнь похожа на вокзал:

проходят мимо поезда,
мильйон - во тьму, один - ко свету,
и дьявол раздает билеты,
без указания: "куда".

Поговори со мною, Бог,
и объясни, зачем на свете
ликует зло, страдают дети,
и каждый сир и одинок.

А те, кто хочет мир спасти -
глупы, смешны и безрассудны,
и каждый день похож на судный,
и перепутались пути.

Нельзя, увы, построить рай
в одной, отдельно взятой доле.
И в этом мире столько боли,
что хоть ложись да помирай.

Зачем, Христос, ушел ты вновь?
Зачем ты нас обрек на муки? -
У нас у всех пробиты руки,
мы все - твоя и плоть, и кровь.

Мы все - набедствовались всласть,
увязли в бытии и быте…
Когда детей ведут на казнь,
то впереди идет Учитель.

Ну, как ты нас оставить мог,
хотя бы тех, кто ждал и верил?
Но через замкнутые двери
не слышит нас великий Бог.

Смешно за нами наблюдать?
Легко над муками смеяться? -
Что ж, будем сами выбираться,
и будем сами путь искать…


***

ПЕСНЯ ВОРА
(ИЕРУСАЛИМСКИЙ РОБИН ГУД)

Ты вор, Иисус! Мы с тобой по несчастью друзья.
Ты вор, Иисус, ведь наказан ты так же, как я.
Мы вместе тащили с тобой на Голгофу кресты,
и я был приделан к кресту точно так же, как ты.
Мы вместе висели с тобой на одной высоте,
и ты не случайно болтался со мной на кресте.

Ты вор, Иисус, и виновен ты так же, как мы.
Но мы обчищали дома - ты же влазил в умы.
Ты вор, Иисус, ты украл у болванов покой,
мешок заблуждений унес ты навеки с собой,
украл у властителей веру в могущество их,
украл у истории свой ослепительный миг.

Хреновые воры, увы, мы, дружище, с тобой.
Висим на крестах - и камнями швырнет в нас любой.
Не в силах согнать даже мух с кровоточащих ран;
и нас не спешит выручать твой хваленый пахан…

Ты вор, Иисус, и тебе не простят ничего,
хотя
мне готовы простить и мое воровство,
хотя мне готовы простить и украденный клад -
твои разговоры тебе никогда не простят.

Твои разговоры опаснее сотни воров
для тех, кто и душу продать за монету готов,
для тех, кто на лжи и коварстве построил свой дух,
и ближних своих
убивает не глядя, как мух.

Ах, если б у власти стоял бессеребренник - вор,
без дела пылились бы плахи, кресты и топор,
и нищие дети не бегали б от мусоров,
ведь нет на планете жестоких и злобных воров!

Я должен раскаяться? - В чем же, скажи мне, браток!
Пусть лучше раскается тот, кто труслив и жесток.
Пусть лучше раскаются те, чье оружие - страх,
и те, кто прибил нас с тобою на этих крестах.

Я мог бы раскаяться, братец, хоть прямо сейчас!
Но каюсь лишь в том, что
попался я им в этот раз,
но я никогда, никогда! - никого не убил,
не грабил голодного, нищего не оскорбил.

Я грабил лишь тех, кто до этого грабил народ,
меня ненавидит до смерти любой живоглот.
Я стражников царских уже сотни раз надувал,
хотя и лупил их, - но до смерти не убивал!

Прощай, Иисус! Наша смерть мне уже нипочем.
И я бы раскаялся, если б почувствовал - в чем…


***

ПЕРВАЯ ПЕСНЯ КОТА БЕГЕМОТА

Братишка, я залез на твой "Чероки".
Давай-ка покатаемся с тобой!
Меня не остановят мультилоки,
когда я отправляюсь на разбой.

Ты думаешь, что круче табуретки,
что ты - передовое существо? -
На самом деле ты - марионетка,
и без меня не стоишь ничего.

Я дергаю за ниточки привычно, -
и ты стираешь каблуки штиблет.
Ты думаешь, что ты мне симпатичен? -
Боюсь, что огорчу, приятель: нет.

Ты думаешь, я просто бью баклуши,
придуриваясь истинным котом? -
На самом деле я вскрываю души,
как самый умудренный анатом.

Ты бродишь, как ехидна, по планете
и прячешь по углам свои грешки;
тебя боятся разве только дети,
и молча презирают мужики.

Когда же я решу, что надоело
снимать с тобой паршивое кино,
я попрошу - и братец Азазелло
тебя легко подстрелит в казино.

Ты сам не знаешь, как боишься смерти,
немало натворив за много лет.
Ты думаешь, что ты - король на свете? -
Боюсь, что огорчу, приятель: нет!

Когда тебя проймет смертельный холод,
когда твоя закатится звезда,
я попрошу - и добрый дядя Воланд
тебя легко отправит в
никуда!


***

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

А тайная эта вечеря века будоражит умы.
А тайная эта вечеря - не пир ли во время чумы?
Учитель сидит, безутешен, и думает, страсти поправ,
что каждый по-своему грешен, и каждый по-своему прав.
Простым и изысканным блюдам и дань отдают, и почет,
пока не предавший Иуда, пока что не струсивший Петр.
И тот, что возвысится скоро, своих обнимает друзей
ладонями теми, в которых пока что нет ран от гвоздей.
Учитель глядит виновато: "Когда б не дожить до утра -
не стал бы Иуда проклятым, не вскрылась бы трусость Петра.
Вдруг все осветится невольно, настанет жестокий рассвет…
Нет правд, от которых не больно, любви безболезненной нет.
Ну вот, наконец-то светает. Что день наступающий даст?
Лишь то, что: кто любит - страдает, а тот, кого любят - предаст".

Апостолам - что катастрофы? - Для них забронирован рай.
Учитель, пора на Голгофу! Иди, и за них умирай!
Пусть мнят себя твердыми в вере, пусть смотрят Учителю в рот,
пока после Тайной Вечери холодный рассвет не придет.


***

ПОСЛЕДНЯЯ ПЕСНЯ ИЕШУА

На поле боя стоит туман
и трупы лежат горой.
На поле боя сошел с ума
молоденький рядовой.

Ему явился какой-то знак,
и разум его затих.
Рубил он этак, рубил он так
чужих, а потом своих.

Рубил он смело, рубил сплеча,
и весь утопал в крови.
И слышал он - черепа трещат
чужих, а потом своих.

И этот треск говорил ему,
что скоро он победит,
что скоро солнце рассеет тьму,
и мир везде воцарит.

И с новой силой махал мечом,
ловил свой победный миг.
Рубил он страстно и горячо
чужих, а потом своих.

И словно он заколдован был,
его распалялся пыл.
Его никто тогда не убил
и даже не зацепил…

Когда решишь воевать со мной -
пройдешь весь путь до конца.
Когда решишь воевать со мной -
то вспомни того юнца.

Но только меч на любовь смени,
и путь твой не будет лих.
И ты полюбишь, - настанут дни! -
своих, а потом чужих.

И станут думы твои легки,
и скажут тебе "люблю"
чужие дети и старики
и братья по кораблю.


***

ЭПИЛОГ

ПОСЛЕДНЯЯ ПЕСНЯ АНДРЕЯ РУБЛЕВА

Я не люблю властей и торгашей,
и ризы я не отличу от митры.
Я русский вплоть до кончиков ушей,
я русский вплоть до краешка палитры.

Я вам хочу задать один вопрос;
меня и самого он долго мучил:
подумайте: а кем же был Христос?
А я вам подскажу - на всякий случай.

Он мог делить с Иудой стол и кров -
но подлецу отвесить оплеуху, -
он русским был до кончиков зубов,
он русским был по крови и по духу!

Вы скажете: "Откуда, мол, и как?"
Ведь русским духом этот век не пахнул! -
Не удивлюсь, коль богоматерь трахнул
какой-то заблудившийся русак.

Ну, кто бы мог пинками в зад гонять
по храму торгашей, и не на шутку;
простить врагов, влюбиться в проститутку,
и спьяну отправляться мир спасать? -

Ну, для кого главней всего - мечта?
Ну, кто
на всех пойдет против порока? -
Но нет в своем отечестве пророка,
и мы не верим в
русского Христа.

Я написал про русского Христа.
Быть может, он не подойдет французу;
быть может, он еврею - не чета;
быть может, англичанину - обуза…

Но знаю, что Господь меня простит
за то, что я повеса и безбожник.
Мне можно сомневаться - я художник,
мне нужно сомневаться, чтобы жить.

_____

© Иван Бездомный :)