ТРИ ДНЯ И ТРИ НОЧИ
повесть
Ночь вторая. Трусость
Леопольд, проклятый трус,
Твоё пузо как арбуз.
Ты с похмелья, стыд и срам,
Весь трясёшься по утрам.
Белым стал ты, будто мел,
Словно боров разжирел.
И не страшен ты теперь
Никому из нас, поверь.
(Монолог мышей из модернизированной версии мультфильма о коте Леопольде).*
Антихрист, алчущий Армагеддона; безумец, босиком бредущий бескрайним болотом;
бог, безжалостно бичующий безгрешного борца; вздёрнутый вор; вероломец, вопящий
в вареве Вельзевула; ведьмак, воющий волком, вороном вонзающийся в воздух;
голод гордыни, гложущий героя; горящий город; добро; доброта; добродетель;
добродушие; добропорядочность; добронравие; дерьмо; епископ-еретик; ёрничающий
евангелист; жизнь (жестокий жанр); заражённый злом Заратустра; зияющая зависть;
испражнения истины; калека-кардинал, кашляющий кровью; кастрируемая Красота;
лицемерие любви; лживость ласки; мародёрствующий монстр, молящийся Маммоне,
маскирующийся Моралью; наркотик, несущий ненависть; ненависть, несущая насилие;
насилие, несущее Небытие; опьянение отчаянием; острота одиночества; ожидание
освобождения; палящий полдень… покрытый пылью плащ… плачущий путник… пустота
погоста… проказа…; рабство - реальность; свобода - сон; тюремщик, торгующий
трупами; триумфальный тупица-тиран; трихомониаз Троицы; умалишённый Уайльд;
фанатик фарса; философ-фигляр; фашиствующий Фауст; х………………………; циник-ценитель
целибата; честность чёрта; чистота чрева; чертоги чистилища; шизофреник Шива;
щупальца щедрости; эякуляция эпатажного эстетствующего эгоиста; юность юродивого…
Я - человек, который готов сыграть для вас все эти роли, и если захотите,
то даже в алфавитном порядке, только к чему, если и это не избавит меня от
проклятой вселенской скуки?
Такими вот литературными экзерсисами я развлекаю
нескольких персонажей, собравшихся сегодня ночью в огромной гостиной систовой
квартиры. Правда, весь этот декадентский бред следовало бы закончить иначе,
что, несколько ломая общую концепцию, всё же было бы гораздо ближе к актуальной
реальности. Итак, я - законченный трус, которому уже вряд ли когда-нибудь
суждено излечиться от этой отвратительной болезни. Двумя часами назад моё
взъерошенное и насквозь промокшее тело весьма эффектно предстало пред светлы
очи хозяина дома, после чего последний тут же потащил меня в ванную. Пока
я переодевался в сухую одежду и развешивал на трубах отопления свои, окончательно
потерявшие товарный вид вещи, Сист варил на плите глинтвейн, на запах которого
я отреагировал подобно зюскиндовскому Гренуйю, зачуявшему вдали нужный ему
аромат.* Горячее варево ещё не успело как следует остыть, а я уже поглощал
его большими глотками, наслаждаясь теплом и сладостным предвкушением предстоящего
опьянения. За время прогулки под дождём большая часть хмеля успела выветриться
из моей головы, однако, подогретое вино, лёгшее на изрядный пласт уже плескавшегося
в желудке пива, в короткое время привело меня в первоначальное состояние.
Тут-то господина Шмерца и подстерегала западня, об опасности существования
которой, его никто не успел предупредить. Я вдруг почувствовал себя неимоверно
убедительным и, к тому же, уверенным в своих силах. Мне казалось, что это
был тот самый момент, когда я мог за несколько минут разрешить все свои проблемы,
когда я находился в состоянии подобрать именно те самые нужные слова, которые
могли бы окончательно убедить Пьюрити в необходимости нашего разрыва. Охваченный
порывом, не думая ни о компании в соседней комнате, ни о времени суток, я
рванул к телефону, стоящему на столике в прихожей… Потом был сорокаминутный
разговор, полный крика, слёз и упрёков. Стоит ли упоминать, что, когда сонная
и недоумевающая Пьюрити всё-таки взяла трубку после девятого гудка, я с места
в карьер понёс жуткую околесицу, которая, впрочем, тогда представлялась мне
чем-то весьма достойным и чётко выстроенным. Ответом было полное непонимание,
которое постепенно перерастало в самую настоящую истерику. Временами мне даже
казалось, что змеящийся по полу телефонный провод, превратился в оголённый
нерв, и если бы я периодически не прикладывался во время разговора к кружке
с глинтвейном, то точно бы ощутил, как он брызжет во все стороны разрядами
электричества. В конце концов, меня попросту оборвали посреди очередного сложного
логического построения, и на другом конце линии метроном-зуммер тут же начал
отсчитывать мне в ухо свои неизменные четыре четверти. Несколько раз ещё я
нажимал на клавишу повторного набора номера, но результат оставался одинаковым.
Тогда я швырнул трубку на место, замысловато выругался, допил вино и вернулся
в гостиную. Стыдно сказать, но в те минуты я не чувствовал практически ничего,
кроме всеобъемлющей радости освобождения, перекрывавшей собой остальные эмоции.
Я знал, что струсил, что пошёл по пути наименьшего сопротивления, знал, что,
скорее всего сегодня в мире стало больше на одного человека, который меня
ненавидит, и всё же ничего не мог с собой поделать. Я начал петь и пританцовывать,
на ходу отбивая на собственной груди быстрый ритм боссановы.* Мне хотелось
заразить своим состоянием всех окружающих, хотелось праздника, карнавала,
и я был несказанно удивлён, осознав, что другие присутствующие явно не слишком
горят желанием делить со мной эту бьющую ключом радость. Тем не менее, я постарался
не потерять куража, для чего подыграл на табуретке меланхолично перебирающему
в углу струны гитары И. Ти., немного потискал Блэйд и изложил Прэю свои взгляды
на современную женскую мораль. Затем я говорил о творчестве, в упор не замечая,
что меня никто не слушает. (Помнится, в своём монологе я усиленно продвигал
идею необходимости торжества минимализма в искусстве, утверждая при этом,
что лучшую обложку для музыкального альбома сделали Paradise Lost на "Gothic".*
Потом был покер. Упорное нежелание Систа и Прэя расписывать со мной сотню-другую
партий могло бы смутить и короля упрямцев, но так или иначе я всё-таки добился
своего. Обычно, играя с Систом (а карты мы всегда воспринимали лишь при наличии
денежных ставок), я испытывал некоторое неудобство при выигрыше, так как мой
товарищ достаточно спокойно относился к потерянной сумме, и его ничего не
стоило приподнять до заоблачных высот. Последнее обстоятельство, впрочем,
совершенно не помешало мне значительно улучшить своё материальное состояние
партии где-то к тридцатой. Пока мы предавались своим сугубо мужским развлечениям,
стандартная уик-эндовская Пэйшенс вместе с Блэйд удалились на кухню пить чай,
И. Ти. же с маниакальной настойчивостью продолжал извлекать из гитары один
и тот же рифф из трёх нот. Наконец, видимо удовлетворившись полученным результатом,
он отложил инструмент в сторону и, минут пять понаблюдав за падающими на стол
картами, вдруг предложил мне отослать кое-какие мои старые рассказы в один
из столичных журналов. Пребывая в состоянии полнейшего отсутствия соприкосновений
с логикой внешнего мира, я мгновенно дал своё согласие, присовокупив, что
даже готов взять на себя расходы на распечатку и пересылку. Мы договорились
о месте встречи на следующий день и, кажется, даже обсудили размеры потенциального
гонорара. Таким образом, графомания плавно свела на нет следующую раздачу,
и я, окрылённый возможностью получения огромной суммы денег за свои опусы,
даже великодушно забыл потребовать с партнёров проигрыш. И. Ти. начал читать
стихи, вскоре я прервал его, достав из рюкзака целую кипу измаранных как минимум
двумя десятками ручек листов. И вот теперь, с трудом преодолевая сон, я пытаюсь
разобрать содержание очередной страницы, усеянной моими невообразимыми каракулями.
В итоге я бросаю это гиблое дело, потягиваюсь и оглашаю окружающее пространство
громким зевком. Нужно подниматься и направляться в одну из комнат, где меня
ждёт хорошо знакомый диван - обычное место моего упокоения в этом доме, но
я по-прежнему не двигаюсь с места, чувствуя полное отсутствие сил даже для
того, чтобы встать со стула. Судя по внешнему виду сидящего напротив Систа,
он испытывает приблизительно похожие эмоции, и можно с уверенностью сказать,
что в самое ближайшее время хозяин, послав подальше приличия, отправит всех
по своим адресам: я двинусь спать, а вот Прэю с Блэйд придётся перебазироваться
куда-нибудь в иные пространства. Что же до И. Ти., всё это время не прекращающего
что-то бубнить у меня под ухом, то его, похоже, проблема смены дислокации
совершенно не волнует. Иногда я начинаю завидовать этому человеку, который
живёт в параллельном нашему мире и возвращается оттуда лишь затем, чтобы поддерживать
свою физическую оболочку. Его голова вечно полна огромным количеством идей.
В реальность из них обычно воплощается процента два, но это вряд ли имеет
особое значение. Главное здесь то, что И. Ти. искренне верит в достижимость
своих масштабных задумок, и это делает его счастливее многих других людей,
склонных в повседневности снисходительно подсмеиваться над своими, якобы,
морально неказистыми собратьями. Плавная и неторопливая речь И. Ти. уже почти
окончательно погружает меня в сон, когда из кухни возвращается Пэйшенс, и
я, понимая всю неизбежность предстоящего изгнания, наконец, покидаю насиженное
место. Встаю, заплетающимся языком желаю присутствующим спокойной ночи и перемещаю
тело за порог. По дороге к вожделенному дивану до меня доносятся обрывки кухонной
дискуссии между Блэйд и Прэем, который после ухода Пэйшенс мгновенно занял
место подле своей обожаемой. Ничего нового из их текстов я для себя не выношу,
что, собственно, и неудивительно, ибо ситуация с этой парочкой мне ясна до
мелочей. Несчастный Прэй, неглупый, но безвольный человек, пополнил собою
список жертв нашей широко популярной женщины-вамп. Не знаю уж, чем их там
так привлекает Блэйд, но факт остаётся фактом: подобную стервозу, на счету
у которой не один десяток морально высосанных молодых людей, встретить можно
нечасто. И это при всём притом, что ни супер эрудицией, ни особой красотой
она не отличается. В ней, правда, присутствует некий трудноописуемый шарм,
то, от чего обычно теряют головы как подростки в разгаре пубертатного периода,
так и солидные дяди с брюшком и залысинами. По счастью, все эти штучки на
меня особого действия не оказывают, так что я спокойно добираюсь до своего
логова, не обращая никакого внимания на перепалку за стенкой. Внушительный
плевок в открытую форточку достойно венчает собою хаос минувших суток, и я,
покряхтывая от наслаждения, принимаю горизонтальную позу. Минуту спустя комнату
уже оглашает протяжный храп, как всегда безошибочно выдающий моё вдребезги
пьяное состояние. Немногим позже с улицы внутрь влетает мотылёк и, сделав
пару кругов, садится на ковёр, висящий на стенке у изголовья кровати. Снаружи
доносится шум дождя, и мы мирно отдыхаем, набираясь сил перед новыми свершениями…
Меня будит кто-то, перелазящий через моё тело, стремясь устроиться на свободном
диванном пространстве. За окном всё так же темно, и мне остаётся только гадать,
сколько времени прошло с тех пор, как я уснул, и кем является таинственный
ночной визитёр. Вхожу в роль великого стратега, и когда некто рядом, пошевелившись,
случайно задевает меня локтём, выдаю заспанным голосом недовольную тираду.
Короткое "Извини", звучит в ответ тихо, но всё же не настолько,
чтобы я не смог разобрать тембр… Хотел бы я знать, что это Блэйд понадобилось
среди ночи у меня на диване. Мой мозг, работа которого ещё в достаточной степени
модифицирована влиянием алкогольных паров, всё же достаточно быстро находит
однозначное объяснение последнему факту, и я, не откладывая дело в долгий
ящик, приступаю к решительным действиям. В результате вместо страстного поцелуя
мне достаётся увесистый тычок в бок. "Ну, как знаете",- вяло бормочу
я, не способный на более активную реакцию, и переворачиваюсь на другую сторону.
Так проходит несколько минут, и когда я уже готов вновь погрузиться в блаженный
мир сновидений, в спину мне вдруг легонько стучат костяшками пальцев, и я
с удивлением отмечаю виноватые нотки в неуверенном "Ты не спишь?",
раздающемся в тишине. "Не сплю",- ответ мой явно не блещет оригинальностью,
но что поделаешь, активизировать какие-либо мыслительные процессы мне сейчас
элементарно лень. "Ты извини, что я с тобой так резко, сама, наверное,
виновата… Припёрлась к тебе в постель, разлеглась - считай сама предложила…"
"Так, а в чём дело-то, комнат в доме, вроде бы, хватает?" "Не
знаю, как и сказать, мне просто очень не хотелось оставаться одной. Я в детстве
темноты жутко боялась, спать без света не могла, ну, потом переросла как-то,
но всё равно до сих пор иногда становится страшно. И тогда если рядом ночью
никого нет, то начинаешь сходить с ума и в таком состоянии можешь натворить
всё, что угодно". "Ну а как же Прэй, он-то тебе чем не подходит
как ночной сторож?",- здесь в голосе моём проскальзывает неприкрытая
ирония. "Да поругались мы, он и ушёл домой, меня оставил. Я спать легла,
а уснуть всё не могу, ворочаюсь всё время, мысли какие-то нездоровые в голову
лезут. Потом вот не выдержала и сюда пришла…" Мдааа… Вот оно, значит
как, занятно, занятно… Только что-то слишком уж часто она со всеми ругается.
Я ещё нахожусь в раздумьях, стоит ли акцентировать на этом внимание, как Блэйд,
словно прочитав мои мысли, сама затрагивает возникший у меня вопрос. "Ты
думаешь, я стерва, вначале всех посылаю, а потом мучаюсь? Может оно и правда,
но никто почему-то не может понять, что так происходит ещё и потому, что я
ищу и всё никак не могу найти. Попадается всё что угодно, кроме того самого
одного, и я начинаю злиться на весь свет. На них - за то, что они не такие,
какими я хочу их видеть, на себя - за то, что срываю на других своё раздражение…
Ругаюсь, истерики закатываю, кругом орут, что я дрянь распоследняя, а жизни-то
настоящей как не было, так и нет. Скучно, твою мать…"
Да, такого я не ожидал. Нельзя, конечно, сказать, что этот монолог кардинально
изменил моё видение жизни, и всё же сложно отрицать, что ей удалось меня тронуть.
Сейчас мне совершенно не хочется анализировать сказанные слова, которые на
поверку могут оказаться хорошо срежиссированным спектаклем, и поэтому я просто
поворачиваюсь и слегка обнимаю худые плечи Блэйд. Так мы долго лежим в темноте,
передаём один одному тепло своих тел, и молчим, каждый лелея своё собственное
одиночество. Потом как-то совершенно неожиданно для себя я целую Блэйд в губы,
и на этот раз не получаю отказа. Мы любим друг друга долго и самозабвенно,
и есть что-то воистину мистическое в нашем стремлении почти полностью отрёкшись
от себя доставить партнёру удовольствие, ради которого человечество уже многие
тысячи лет занимается этим процессом. Но когда цель оказывается достигнутой,
и объятия размыкаются, я всё же думаю, что очень бы хотел, проснувшись завтрашним
утром, обнаружить рядом с собой пустое место…