И вот мы по небу идем…
Это бабы умеют рассказывать долго и красиво свои
любовные истории, - вздохнул бомж Потап и закурил дорогую сигарету "Парламент".
- А у нас, мужиков, знаешь как - все просто: Пришел, увидел, победил.
Он сидел на Гоголевском бульваре рядом с вальяжно распахнувшим свою дорогую
кожаную куртку на меху Вадимом и пил пиво. Неподалеку, возле Фонда Культуры,
Вадима ждала машина с водителем, но Вадим не спешил.
- А кто ж тебе насплетничал, что мы были любовниками? Не бойся, я тебя, брат,
не выдам.
- А я и не боюсь. Михайлов-Шуйский.
- Ох, братец, давно это было. Давно. Михайлов-Шуйский тогда еще у Зачатьевского
монастыря в вагончике не жил и сторожем не работал, хотя, как и сейчас пил,
но бутылки не сдавал, а имел свою четырех комнатную квартиру, малевал чего-то
там упорно и выставлялся раз даже с "двадцаткой". Иностранцы покупали
его коллажи из старых газет, и хорошо платили, а я тогда был детским писателем.
Меня переводили неплохо на языки, хотя и не народов мира, но севера и Кавказа.
Я был тогда уже мэтр в кругу молодежи. Мне тогда было сорок, им - по двадцать,
двадцать пять... Хорошо, я тебе скажу, брат, чувствовать себя мэтром. И похож
я был на французского щеголя, и одевался франтом. Все отлично было, по высшей
планке. Я еще и спортсменом был - велосипедистом, правда, к тому времени лет
десять как не выступал на соревнованиях - но спортивная жилка еще не иссякла.
Только пил я уже тогда. Не особо, конечно, а как все в те годы в среде диссидентов
и художников, а крутился я и с теми и с другими, еще в доме Литераторов, Журналистов
сидел... оттого и выходило чуть чаще, чем другие. И каждое утро клялся себе
- завяжу. Да как-то не завязывал. Чего-то мне не хватало. Воли, конечно, брат,
воли. А я решил тогда, что любви. И все когда приходил на сборище - все думал:
"вот она!.." Короче, баб у меня хватало. Сам понимаешь - мэтр! Вечер
обработки - ночь уже со мной. Но все не то было. Нет, не подумай, и любил
я их, и жизнь пытался совместную строить со всякими, но не получалось. А когда
она пришла на годовщину смерти Володи Губанова, был такой поэт, ну да ты уже
не знаешь... А жаль. Ей тогда где-то около двадцати пяти было, а больше пятнадцати
не выглядела. Девочка, светленькая такая, непорочная...
- Светленькая? - недоверчиво переспросил Вадим.
- Ну да. Мне ли не знать. У нее волосы были светло-русые, с таким золотистым
отливом на концах, что казалось, светятся. Сейчас так торгашки на Белорусском
выкрашиваются - перьями, называется. Но это не то - мертвое начало, а у нее,
словно голова лучилась. Ну, я - старый ловелас, разве я мог мимо пройти?..
Стал клинья подбивать - не колется. Я ее и провожать, и по вечерам звонить,
и якобы по делу на встречу вызывал. Домой ко мне не ехала, назначала встречу
у метро Краснопресненская, я с цветами, а она меня в зоопарк. Сколько я с
ней в этом Зоопарке гулял - звери узнавать стали!.. Ладно там горилла какая-нибудь
- морж! Как мы подходим, эта махина из воды выползает и голову на ласт обопрет,
и так мечтательно на нас смотрит, а сам хвостом чуть ли не марш Мендельсона
отбивает. А она радуется! Ну девочка прям! - тут Потап понизил голос и продолжил
мрачно: - Казалось бы!.. Э.. брат, да куда там! Кремень! Это когда ее ровесницы
еще сами не знали, что им надо, у нее все уже было. Все - и муж художник,
и квартира трехкомнатная и дача в полгектара и даже сын пятилетний. При этом
работала художником на Мосфильме. Я со своими детскими рассказиками, да стишками
- никто по сравнению с теми, кто ее окружал.
- А зачем же ты тогда ей был нужен?
- Отдыхала она со мной, от своих заморочек. Вот и все. А может, и влюбилась...
Но дальше прогулок - ни-ни. А я уперся. У меня к тому времени жить с бабой
дольше трех месяцев не получалось, а тут пол года с ней выгуливаюсь - и никакого
результата. Пить даже бросил. С мужем познакомился, даже подружился та, что
он на меня как на просто так, товарища, смотрел и без ревности ее со мною
везде отпускал. Так мало того, смеяться, брат будешь, - сыну в няньки заделался!..
- Тебе сам бог велел, - пожал плечами Вадим, - Ты же детский писатель.
- Да-а. Но с тех пор, двенадцать лет, не одной строки не написал! И чувство
у меня такое - что как только онемение прорвет, напишу хоть строчку - так
сразу и умру.
- А ты и не пиши.
- Нет, брат, это дело такое - свыше дается. Если прорвет - все равно напишу,
а потом хоть стреляйте.
- Твое дело. - Пытаясь соблюсти внешнее равнодушие, отвел взгляд в сторону
Вадим, - А что случилось-то? Почему писать-то перестал?
- Ну да я продолжу, а ты старших не перебивай. Митька ее в пять лет детских
книжек не читал. То есть читал, конечно, английские сказки, индийские, китайские,
русские, братьев Гримм - но, не как ребенок, а как филолог. Сравнивал, понимаешь
ли, национальные характеры и приоритеты ценностей. Читал также всерьез все
легенды и мифы народов мира, Данте и Шекспира, Марк Твена и Джека Лондона,
и Бунина, и Шекли и даже тома истории России Соловьева, чем вконец озадачил
меня... Ты себе представляешь, насколько все было серьезно в этом мальчишке
дошкольнике?! И не я его поучал, когда выгуливал, а он меня просвещал. В общем,
превратился я, сам того не заметил как, не то что бы в друга семьи, а дядьку-няньку
на побегушках. Такого со мной еще не бывало. И самое интересное, что я ее
так полюбил, что мне и переспать с ней не хотелось уже, лишь бы видеть. Но,
хотя я уже и стал человеком при доме, редко видеть ее получалось. Чаще с мужем
ее в шахматы играл, или с Митькой в солдатиков, чем с ней парой фраз перекидывался.
И вот пришло лето. Она какой-то фильм закончила, как художник и взяла отпуск
на все лето. У них на Мосфильме и на год можно было отпуск брать без оплаты.
Они всей семьей выехали на дачу. А дача у них в полгектара была - от его предков
пламенных революционеров им досталась. Представляешь, что это такое?! Пространство
- ого-го! И никто тебе через забор не кидает "здрасьте". Выйдешь
с крыльца - розы полукругом площадку огораживают, дальше сад яблоневый, а
потом вообще лес с елками. Муж ее только по выходным на дачу приезжал, мне
как-то в будни без него находиться там было неприлично. Так я до чего дошел
- уезжаю с утра в понедельник с ее мужем, день, два, три шляюсь по гостям
и мастерским художников, не пью, а потом срываюсь, чуть выпью и на электричку.
Приезжал обычно, когда она на чердаке, там была ее мастерская была, что-то
рисовала, потому что обычно уже ночь была. И я вот до сих пор не знаю - что
для меня важнее было узнать, что она нарисовала или то, что она ни с кем эту
ночь не спала. При этом к мужу я ее - не ревновал совершенно. Едва она ложилась
спать - я забирался на чердак по приставной лестнице и засыпал в запахе скипидара
ее картин. Я даже не разглядывал их, тем более что она имела странную привычку,
снимать после работы холст с мольберта, и оборачивать его к стене нарисованной
стороной. И никогда не заходила на чердак до обеда. Митя тоже.
По утрам я слышал, как они пробуждаются. Сначала Митя шибуршится и потихоньку
вылезает через окно в сад, сбегаются дети, начинается интересная жизнь каких-нибудь
индейцев, потом пробуждается она и выходит на крыльцо, ставит шезлонг на солнце
перед домом и дремлет еще где-то пол часа, обычно в купальнике и накинутом
на плечи овчинном тулупе. Ранним утром там сыро было. Зелени много. Потом
начинает готовить завтрак в пристроенной к веранде кухоньке, созывает детей,
кто остается на завтрак, кто нет, но чаще оставались деревенские мальчишки,
потому что не остаться было невозможно хотя бы из любопытства:
- А что сегодня на завтрак? - спрашивал кто-нибудь из детей.
- Овсянка, сер, любимая каша принца Уэльского, который... - и далее, брат,
- целая история Английской короны. Но это покажется просто, не могу вспомнить
все в подробностях, брат, но я слушал с замиранием сердца ее сказки на тему
мировой истории и даже завидовал детям, ни с кем она больше так не фантазировала,
и даже хотел записать, сделать книгу, что ли... Но...
- Короче - застукал тебя муж. - Усмехнулся Вадим.
- Зачем же так пошло, брат? Оскорбляешь.
- Холодно уже. Ладно, пошли в кафе. - поежился Вадим.
- Не одет я как-то.
- Ничего. Ничего. Пойдем. За честь им будет писателя принять.
- Так что же там дальше было? - спросил Вадим,
когда в стеклянном кафе у метро Кропоткинской им накрыли стол и они выпили
по первой рюмке водки.
Потап, казалось, уже забыл - о чем рассказывал, но машинально налив себе вторую
рюмку и, выпив, продолжил:
- Короче, брат, однажды я взял и посмотрел - что она там рисует. Рисовала
она обычно классно. Но эта картина была вся как будто прозрачная: - сумерки,
высокая трава, дальний горизонт, а по небу плывут двое, словно два облака
- он и она. Я сразу понял, что он - это я. Мои пропорции. А она, конечно же
- она. Но то, что я тебе описал, покажется ерундой, обыкновенным женским романтизмом.
Только все равно, послушай - она летела легко, чуть вверх, хотя и ниже меня,
но чуть впереди. И не тянула ко мне руку, и видно было, я не знаю, как тебе
объяснить, что руку ей тянуть трудно, что это ее затормозит, если она это
сделает. Он... - то есть - я, руки тоже за ней не тянет, а плывет-летит просто
чуть-чуть сзади, и хотя он как бы сверху, но чувствовалось, что он тяжелее,
что он, едва ее тело уйдет вперед, он рухнет на землю. Она - как бы черта.
Хотя он, заметь, за нее не держится, но тянется за ней. Вот так-то, брат.
- Потоп глубоко затянулся дымом сигареты, - Я сразу все понял. Если ты не
понял, то я тебе скажу - так и случилось. Он решил ухватиться за нее. Она
рванула вперед и вверх. И он упал. И вот-с... - он опрокинул в себя еще одну
рюмку и запихнул в беззубый рот бутерброд с черной икрой и принялся перекатывать
образовавшийся ком с щеки на щеку.
- Не понял. Что все-таки случилось? - Вадим уже не мог скрыть своего раздражения
его непонятными объяснениями.
- Я же тебе сказал. Нарушил я закон - прописанный в картине. В композиции
ее было удивительное равновесие. И если бы ее рука держалась за мою - и не
она не смогла бы лететь, и я бы так не стараться, - мы бы сразу рухнули.
- Слушай, я тебя тут водкой пою, икрой угощаю, а ты...
- Что я? Я тебе правду, брат говорю. Я... увидев картину ту, сразу все без
объяснений понял, словно... как бы тебе сказать, вот увидишь, к примеру, красную
звезду и все про советскую власть вспомнишь, а ведь если словами все пересказывать,
то и жизни не хватит. Так на нас действует символ, брат. Вот и картина та
была таким символом, брат, что я сразу все в один момент про себя прочитал.
И понял - дано мне два варианта - так и лететь, или... но тогда... все равно
ее не удержать. И или вместе рухнем, но скорее, я один... И столь взволнован
я был этим откровением, что, спустившись, как обычно, пока они завтракали,
по лестнице с чердака в сад, про осторожность забыл. Все думал: а как бы так
наши руки на картине соединились. Неужели невозможно?.. А тела?.. Прилег под
раскидистой вишней, в небо гляжу, тут-то меня и обнаружили дети. Я сказал,
что приехал рано утром и, боясь их разбудить, задремал под вишней. А приехал
я затем, что уезжаю в Батуми по приглашению, переводчика своей детской книжки,
и приглашаю ее, поскольку хочу, чтобы она стала ее иллюстратором.
Это не было блефом. Меня действительно переводил один аджарец, живущий под
Батуми, в Чакве в таком месте, где всегда идут дожди. - Вздохнул Потап и,
пока не выкурил сигарету, не продолжил: - Он действительно, приглашал меня
и еще одного поэта. Но, зная грузинское гостеприимство, я мог спокойно приглашать
и Викторию. Вот я ее и пригласил, сказав, что поедем по делу втроем.
Она, словно сходу почувствовав что-то неладное, тут же отказалась, сказав,
что может и на даче заняться иллюстрациями моей книги. Зря я напирал, что
книга выходит для аджарских детей и стиль колорит и местность должны быть
узнаваемы ими. Потом я долго обрабатывал ее мужа, напирая на то, что Виктория
давно не купалась в море и ей вообще надо бы отдохнуть от детей и забот -
все-таки она в первую очередь художник, а потом уж домохозяйка... Вот так
- сморозил, поначалу, с испугу, но после уж не отступился.
Потом мы вместе собирали ее в дорогу и, когда на утро должен был отходить
поезд, знал бы ты, брат, как я узюзюкался на радостях. В вагон, к тому же
плацкартный, поскольку иных билетов среди лета на юг достать так сразу было
нельзя, меня под руки притащили два приятеля из ансамбля народных инструментов.
Пить я начал с ними еще с вечера, поведав свою повесть о любви, сразу после
их выступления, в гримерной, - можешь представить в каких костюмах они меня
привели под руки! Оба были в сапогах, шароварах, косоворотки, чубы, кепки
набекрень, а один еще почему-то никак не мог расстаться со своей идиотской
гармошкой. Увидишь таких среди бела дня, сразу подумаешь, что с ума сошел
и пригрезилось!.. А еще в руках я держал бордовые георгины и желтые астры.
Дорогие цветы по тем временам, поскольку август только начинался, но букет,
я тебе скажу, выглядел тоже убойным. Только ее выдержка и воспитанность, не
позволили ей сразу же соскочить с подножки поезда с криком: "Чума! Чума!".
А дальше было круче. Я поклялся ей и, сопровождавшему нас поэту, что пить
больше не буду, только когда начнется отходняк - опохмелюсь. Но едва мы выехали
за границы Московской области, отходняк начался и, поэт с фамилией Сухарь,
после той поездки я о нем ничего не слышал, сам предложил мне выпить. Потом
мы пошли в вагон-ресторан и обросли компанией. Тем временем Виктория осталась
дремать на своей верхней полке. Так ночь, день... Среди второй ночи у меня,
кажется, началась белая горячка, или психоз алкогольный... - привиделось,
что она проплывает мимо нашего столика, намереваясь сойти с поезда. Небесная
картина ее, перенеслась в реальность, и с криком: Не покидай меня, вика! -
я рванул за ней. Я бежал по плацкартному вагону, продолжая орать не как блаженный,
а как падающий в пропасть, срывал за ноги спящих пассажиров с верхних полок
и, понимая, что это не Виктория, бежал скидывать следующих... Я орал все громче
и боялся, что она не услышит меня, потому что невесть откуда взявшиеся люди,
ругались, причитали, кричали, пытаясь заглушить мой вопль. Дети плакали. Видимо
я бежал очень резво и очень быстро сдергивал людей с верхних полок, потому
что связали меня только в третьем от ресторана вагоне.
Так я связанный и проехал до Батуми под покровительством старого грузина -
проводника. Иногда ко мне заглядывал Сухарь, приносил по чуть-чуть опохмелиться,
с разрешения грузина, что бы я не окочурился. Виктории не было рядом. Она
не видела всего натворенного мною безобразия в полном масштабе, поскольку
спала в конце третьего, если считать от начала моего полета за ней, вагона.
Но почему-то когда мы сошли в Батуми с поезда, уже вполне приличные, она со
мной не разговаривала.
Ну... ты, можешь понять, старик, - сменил свое обращение к Вадиму Потам, словно
состарились они за время его рассказа, даже голос его стал стариковским: -
Можешь себе представить, что я только не вытворял, чтобы привлечь к себе ее
внимание. Все было бесполезно. Она не ругалась, она не скандалила, даже не
дулась, просто вела себя так, как будто меня нету, а когда я обращался к ней
напрямую, говорила со мною на "вы", как с совершенно незнакомым
человеком. Мы продолжали пить с Сухарем, но уже потихоньку. Я, временами слишком
прямо понимая, что основная миссия мужчины на земле, охранять женщину от других
мужчин, начинал кидаться на прохожих, если мне казалось, что кто-то не так
на нее смотрит. В конце концов, когда мы ходили по улицам среди бела дня -
на местный пляж, предположим, или в столовую - все улицы были пусты. Гостеприимные
грузины так не хотели драться с нами, своими гостями, что разбегались по домам,
завидев нас за километр, как от прокаженных. Даже на пляже вокруг нас был
подозрительно пустой ореол. Представляешь, старик, диаметром метров в сто.
Но мы тоже люди тактичные, - соблюдали свой режим и не меняли маршрутов. О
творчестве естественно пришлось забыть. И только наивная Виктория иногда спрашивала
Сухаря или моего переводчика - надо ли ей или не надо что-то иллюстрировать?
Ей отвечали, что ничего не надо. А когда она возмущалась: "А вообще-то
что я здесь делаю?" Все и всегда отвечали ей коротко: "отдыхаешь".
Сбежать она от нас не могла, потому что мы ее конвоировали неотступно. Вот
и ходила с нами молча. Но раз бросилась в море в шторм. Чуть не утонула. Но
ничего выбралась. Я ей даже руку подал, на берег вытащил, хотя конечно броситься
за ней в плавь не решился. Это было бы самоубийство чистейшей воды, скажу
тебе, старик. Но когда напомнил ей, что если бы я руку ей не подал, то ее
бы снова в море волной утянуло, а волны-то были побольше меня, а быть может
и пальм - гигантские... Так ты знаешь, что она сказала в ответ, да не сказала,
лишь процедила в сторону: - "Эх ты, спаситель, даже ног не замочил".
А я боялся сказать, что видел картину, в которой мы друг другу не протягиваем
рук... Так и ходил, молчал оскорблено. Но однажды, когда мы неожиданно подрались
Сухарем на привокзальной площади, видимо больше не с кем нам было подраться...
Да так, что, обычно невидимые нам, местные сбежались. И обступив нас плотным
кольцом, и спрашивали у Виктории: "Вай! Да что же они в Москве не могли
найти какой-нибудь подворотни, чтобы подраться? Зачем для этого надо было
так долго ехать на нашу добрую землю?" - Виктория не выдержала, заплакала
и убежала. Едва я это заметил, я бросил Сухаря на попечение грузин и побежал
за ней. Она лежала на постели, уткнувшись лицом в подушку, и ревела в голос.
Над ней стоял мой переводчик, хозяин дома и причитал: "Зачем так сильно
плачешь, словно у тебя кто-то умер!" "Умер, умер - оторвалась она
от подушки и, не заметив моего прихода, снова уткнулась лицом вниз, и заплакала.
Она плакала, я тебе скажу, старик, так отчаянно!.. Ну... как ты понимаешь,
- Потап опрокинул в себя рюмку водки, специально, поняв, что вроде бы равнодушный
всем своим видом Вадим в тайне напряженно ждет продолжения, прикуривал медлительно,
откашлялся: - не мог набить морду лица. Все ж мой переводчик. К тому ж хозяин
дома. Но одного моего взгляда хватило, чтобы он исчез. Короче брат... Да...
наконец-таки мы стали любовниками. Всю ночь я был с ней. А она все равно плакала
и плакала. Только плакала, уткнувшись мне в плечо и тихо, так тихо...
Я думал тогда: вот, наконец-таки все и решилось!.. Что теперь мы будем вместе.
Что те прозрачные летящие люди - на самом деле наши ангелы хранители. И лететь
им над нами, держась за руки. Навсегда!
Когда я проснулся - ее нигде не было. Под окном маленькая девочка кричала:
Дядя Потап! Дядя Потап! Я выглянул в окно, но она, видимо, больше ничего по-русски
говорить не умела и жестами куда-то звала меня. Я оделся и вышел. Это был
первый день, когда не моросил дождь. Светило яркое южное солнце, еще доброе,
не палящее, поскольку было раннее утро. Почему-то меня впервые не тревожил
вопрос: где Виктория. Я был абсолютно спокоен и с насмешливым любопытством
шел за зовущей меня девочкой. Минут через пятнадцать она меня привела в привокзальный
ресторан. Я с удивлением вошел в него - никого, только за дальним столиком
сидит какая-то дама. Я, старик, видел все и с актрисами спал, которые в постели
абсолютные уродины, а на сцене красавицы, но поверь, чтобы пятнадцатилетняя
девочка, а такой она мне обычно и казалась, превратилась в стильную даму,
к которой подходишь, робея - это же требуется целый штат гримеров! А манеры!..
Движения!.. Взгляд!.. Голос!.. Все изменилось. Это была как бы она и не она.
И тут накатили воспоминания ее мистической картины, да еще алкоголь в придачу...
И еще почему-то вспомнил, о том, что, когда мой переводчик, спрашивал, что
она так плачет, будто кто-то умер, - она отвечала утвердительно. И всерьез
подумал - уж не она ли это умерла и вернулась ко мне с того света? Я, попытался,
вспомнить подробности нашей ночи. Первой нашей ночи. А действительно ли это
она плакала? Может, я спал с ней мертвой? А ее оплакивал кто-то другой. Короче,
старик крыша у меня поехала окончательно. Я был согласен одновременно со всеми
своими версиями сразу. А тем временем дама, очень похожая на Викторию, предложила
мне сесть. Я сел, робея и немея. Она плавно и коротко продирижировала рукою
и тут же заезженная, скрипучая пластинка заиграла вальс Мендельсона, появился
человек с подносом, на подносе стояли два графина - один с красным сухим вином,
другой с водкой, фрукты и порезанная колбаса. Как ты понимаешь, кислятину
я пить отказался. Я пил и говорил, о том, что свершилось: теперь - она моя
жена, теперь мы возьмем Митю и будем жить, пока что у меня в однокомнатной
квартире, что я обладаю нужными связями в министерстве просвещения, и она
может не волноваться за дальнейшее его образование и воспитание. Что если
нам станет тесно, мы можем, даже не ущемлять жилищных условий ее бывшего мужа,
мы оформим с ней брак, и мне сразу дадут квартиру в приличном доме, и тогда
у Мити будут приятели из интеллигентных семей. Я специально говорил с ней
о ее сыне, чтобы хоть что-то дрогнуло в ее холодном выражении лица, чтобы
хоть взгляд помягчал, голос... Бесполезно. Я говорил, словно со Снежной Королевой.
Я говорил и пил, а музыка все звучала и звучала. А я все пил. А потом я понял,
что музыка давно не звучит, потому, как пластику заело или если эта музыка
- то музыка ада. И звуки эти пилили и пилили душу. А потом мне показалось,
что она пьет не вино, а кровь. Она словно прочитала мои мысли и, улыбнувшись
одними глазами, как-то насмешливо подмигнула мне. Кошмар охватил мою душу.
Я рухнул под стол. Я пополз под стол, чтобы спрятаться, чтобы не видеть. Какой-то
черт поманил меня в мешок, и я так хотел хоть куда-то забиться, что сам, как
сейчас помню, полез в этот мешок из-под картофеля.
Очнулся я - смотрю: еду в поезде. Ужаса, моего друг, описать невозможно. И
седой, полный проводник смотрит на меня, как бог какой-то, и молчит. Я - в
его купе, сумка с моими вещами на полу, а за окном - степь.
Потом я искал ее. Хотел объяснить, что она не поняла, меня тогда, что я из
любви... Что я!.. Но когда набирал ее номер - мне отвечал все тот же ее холодный
ровный голос. Меня пот прошибал, и я бросал трубку. Я пытался забыться, жить
как жил. Но ничего не получалось. Потому что картина такая. Пойми, старик,
я не сумасшедший - но как примитивно проверяют композицию - находят центр
и мысленно прибивают по этому центру к стене. Если остальные части композиции
не уравновешивают друг друга по своей массе нарисованного, то картина будет
висеть как бы криво. Всегда будет казаться, что вот-вот что-нибудь упадет.
Так вот, если бы там соединить эти два силуэта руками, то я должен сразу перевешивать,
тянуть вниз и падать вместе с нею. А если ее рука уберется, моя останется
протянутой - падаю только я. А так они по небу плыли вроде бы и вместе и каждый
сам по себе. Как бы каждый знал, что делал. Но вместе все же были. Вместе!
Ты понял теперь?
Вадим кивнул в ответ, и на этот раз ему показались объяснения Потапа весьма
логичными. Он словно увидел эту картину.
- Понимаешь, старик, - продолжал Потап, в волнении тряся острой, давно нечесаной
бородой: Что же получилось - я нарушил композицию. Вот и упал. И когда, она
говорила, что умер кто-то, - умер как раз я. То есть должен был вот-вот умереть
по закону искусства, потому что больше не лететь мне, а падать. Тут получается
что жизнь - это процесс мешающий упасть. И это не она стала такой, как будто
после смерти, как я почувствовал тогда на вокзале - она-то, наоборот, стала
легче и взлетела выше, а умер я. - Потап вылил в себя водку и со вздохом,
отводя взгляд в строну, пояснил: - Потому что пошел против правды искусства.
Вот так-то. Потому что мне совсем не надо было спать с ней, чтобы жить по-человечески.
А я, козел, уперся. Думал - мужик я или не мужик? Чего она мне мозги пудрит
- ведь любит же! Ну... нравился я ей что ли. А вот видишь, как вышло - мужиком-то
я, может, и остался, хотя, если честно, лет шесть уже как с женщиной не целовался.
Даже с собутыльницей какой-нибудь. Я все сделал для того, чтобы она перестала
быть той чертой, что не дает упасть. Понял старик?
- Понял.
- Опасная она баба. Если ты чего с ней задумал, смотри - впишет тебя в свою
картину и, попробуй тогда не соответствовать правде ее искусства, - конец,
тебе старик. Точно говорю - конец тогда. Я всю эту мистику ее картин жизнью
прочувствовал.
- И квартиры лишился из-за того, что она тебя летящим по небу нарисовала?
- усмехнулся покровительственно Вадим.
- Быть я хотел с ней рядом, как-нибудь случайно встретиться. Навязчива мысль
была. Квартиру свою я поменять к ней поближе не мог. У меня однокомнатная
была, да еще в Печатниках. Денег много бы потребовалось. Вот и решил купить
себе дом рядом с ее дачей. Подвернулась такая возможность, я тут же сделал
обмен за деньги и стал жителем Батуми, где с тех пор никогда не бывал, тогда
же, брат, нельзя, квартиру было купить или продать. Но дом можно было. Вот
я на вырученные деньги и купил себе дом на станцию дальше от ее дачи. И с
тех пор, как из поезда на ее станции не выглядывал, ни разу ее не видел. А
потом я женился. Но жизнь у меня и на этот раз не получилась, хотя она женщина
и простая. Без заморочек, вроде бы.
- Выгнала из дома?
- Да не то чтобы выгнала - я сам ушел. Мне здесь, в сторожевом вагончике с
Михайловым-Шуйским, поинтереснее будет. Поговорить же опять-таки есть о чем.
- Вот видишь, значит, не в картине дело, пить просто меньше надо.
- Ясно дело, брат. Но все-таки было в том что-то. Не связывался бы ты с ней.
Да, правда, сколько лет-то прошло, она, небось, постарела.
- Она и сейчас очень даже ничего.
- Рисует?! Ты видел ее картины?
- Какие-то силуэты танцующие. Забавно. Оригинально, я тебе скажу.
- Ты меня за сумасшедшего не прими, но я бы все ее работы сжег. Кто его знает
- что она там и кому прописала.
- Сам с ума не сходи. Сжег... Смешно. Просто твое воображение, подпорченное
длительным воздержанием, тогда на даче разгулялось. То, что ты в поезде оказался,
так это она тебя специально споила и положила в поезд, договорившись с проводником.
И никакой мистики! Это она тебе все подстроила!
- Подстроила... хм... А я-то ей что устроил? Ты так просто не суди. Как в
поезде оказался - это все уже детали. Только живу теперь уже более десяти
лет, и как не живу больше - словно в том поезде меня везут - и не вправо,
и не влево. И ни одной строки не написал, а ведь детским писателем был, да
еще поэтом. Есть дорога, а пути-то нет.