АЛЁНА ЩЕРБАКОВА. ВОСХОД НА КРАЮ КОЛЕСА
часть IV. БАЛ В ЛАБИРИНТЕ
ЕСЛИ ЖДЁТ ЛЕОПАРДЕсли ждёт леопард, он все время – вблизи,
Треск растений и стен выдают его волю –
Покуситься на боль, тишину прокусить
Вертикалью зрачка, распаленной водой.Из расплаты моей за алеющий бег
Стерегущий мой след хочет вытрясти стон –
Ему мало знать ярость обглоданных вен,
Он и голод, и голос мерцающей крови.И моя западня – где пространства обвал
Подкрадётся – и мускула гибкий металл
Алчет тёмною жаждой в покой мой вонзать
Торжество, пламенеющей пропастью став.До распаханных плотью когтей его,- троп,
Безупречного нюха и чувства огня,
Вот уже пульс шагов он у сна подстерёг,
Только вкрадчивым шепотам, шорохам вняв –И душа, точно мечется в скользких углах,
Где испуг мой встречает упорную мглу
И прыжок, сквозь дремоту осоки, стремглав –
Весь разрядами вздыбленной шерсти и слуха.И уже ураган, нарастающий крик
Заставляет течения скал цепенеть,
То готов он сорваться в себя же – смотри,
То содрать, как прожектор, все лица посметь.Идеальный убийца, а власть его – роль
На конце языка удержать мою дрожь,
На своём, леопардово-гордом, хитро
Передышку от времени дав мне в залог
КАЛИМБА[Древнеафриканский музыкальный инструмент]
По мне подряд ведут
Семь пальцев плотных нот.
Мы встретились в аду –
И бес их разберёт.
Им проникать в ладонь –
Нет проще, мне – больней,
Застыв на слабой доле –
Осознаннее нет.Я к мачте привязать
Себя могла б, как тот,
Чей слух стал осязаем
И медленен – глоток.
Но звук таился в дне
Такого же вот дня,
Он подошёл ко мне –
И вывернул меня.Когда придут в себя
У верха на виду,
Звук пальцев будет свят –
Мы встретились в аду
STEINWAYПроскальзывать сквозь взгляды стольких,
Чтоб навернуться на твои
Глаза плясаньем обертона,
Не предназначенным для игр,
Расписанных на партитуры,
В ретортах клавиш – ночь и день,
Металл и Ворон – нотам дурно
От загоревшихся портьер,
Как платье, стянут звук бекаром –
И попадает в серебро
Октавы, где встаёт за кадром
Исподний ужаса колосс,
У мнемонического среза
Аншлага, тишина – как вопль,
Сквозь зум распространённых кресел
Пространство вытесняли вон
Сосуды струн, глубокой дробью
Накаливая звукопад,
Где, разворочен скерцо, пробил
И просится наружу – над
Концертным ларом, с канифольным
И пыльным дном, через ладонь,
Извлекшего рояль из фобий
Аутентичных парадоксов,
Когда выташнивало двери
Льдом нумерованных предметов –
Так бился алым Магистерий
Под кожей аккомпанимента
РИМ ТВОЕГО ПЛЕЧАКогда беспризорный бред сухих пустяков саднит,
И время воротит сомнительным воском иночеств,
Он мог бы ей запретить зайти за омут ресниц,
Что втягивают нежней италийских зодчеств.
На форумах тишь, зато внушительней интервал –
Строф легионы храбрятся – и падают замертво.
Он мог помешать бы ей слышать походов таких кимвал,
Чтоб шею не обвивать ритора слепым cостязанием,
Покуда спиной читала – вода его горяча,
И время швыряло вовсю перекладными линиями,
Он мог запретить ей, забывшейся, знать рим своего плеча,
А он пожелал весь мир, надеясь не утолить его
ЛЕДЯНЫЕ КОЛЧАНЫАнтонием ли, Антиноем
Восторженность обронит взгляд –
И капле льда копьём всенотно
Сопровождать её, делясь
На выпрямлявший спину, холод
И расплавляющийся шаг –
До жути искренни находки
С песочной стражей на ножах,
Когда в убитости окрестной
Шелковицы зрачки острей,
И мех ночей слезой изрезан,
Накатывающей из морей,
Стеклянный шаг пустынных сводов
Шатров воителей древней,
Ей руку за спину заводит
Змея услужливых теней
TERRA MAGRITTEЯ в тот музей входила, как в разрез
Художественной зауми Магритта,
Как в лес, где тени всадника не видно,
Но достоверно знаешь, что он есть.
Чтоб с грифелем перетекать во тьму,
В соблазн вещей, менявшихся телами,
Так про огонь узнаешь по тому,
Какие вещи поглощает пламя.Не лучше ль, наблюдая со спины
Себя с зеркальных невозвратных скважин
Сорвать? Но то, что знаем об иных,
То им о нас наверняка расскажет,
Ведь неспроста и это полотно –
Скачок разъединённых размышлений.
«Потерянный жокей» в деревьях нот
Спешит меня запомнить и взрослеет.Нас совмещеньем не упомянул
Наутро Марта вылинявший ксерокс,
«Некстати так приходит лишь спасенье», -
Так говорят, и сложно руки мнут
НЕ ПО ЕСЕНИНУОн готов рассказать тебе – сад,
От полей электронных по самый
(Нескончаемый, в общем) азарт,
От нигредо сквозь сальто веществ
Плетью молний уменье выуживая,
На крещендо, к вращенью вообще
Приводя и к спасению ушлому
Пристяжных, и, паяцтвуя в такт,
Ангажируя или транжиря,
Остросводной грамматикой тайн
Просекать раздвижные вершины.Был верёвочный винт – стал петлёй
Антрацитовых аттракционов,
Ликованьем сердито растлён –
Мир, висящий на когте неона, -
С триумфального туша кивком
Или с войлочной паникой кукол,
Чей стеклянный колпак или купол
До седьмого удушья знаком.
Гость, как если бы что-то забыл,
Кем толкаем по замкам тащиться?
Декораций напружены лбы,
Будто что-то вот-вот случится
ПО ЛИНИИ СТЕКЛАВоенная почта примет –
Составов, несущихся быстро,
Для вести так мелок конверт,
Изгиб за изгибом – что высверк,
За скверами скрыта гора,
И местная ставка заочна.
Но тот, кто поставил на рай,
Заверен вниманьем межстрочным.Вот голос углов заострён,
Проходит лучом от лопаток,
Знакомить потерю с сестрой.
На чудо ответное падок,
Казалось, приличия жест
Отыщет растерянность снова –
И, надо же, день – что фужер,
Скатившийся с рук Тимирёвой
АКУСТИКАО, настежи ловчей терпенье,
Морфемы бикфордовы чары!
Возводит Приморский в Помпеи
Акустика по умолчанью.
Усиленной боли абстрактней
Стал дня недостроенный сумрак,
Шаги рассыпаются кратно
Веленьям, касавшихся сумм их.
Чеканить сраженья ль осколков,
Прясть тонкого текста изнанку –
Всё сыт вопросительный холод
И скор восклицательный навык
Побегов, чьи рвутся из почвы
Захлёбывающиеся колени,
И тот утвердительный почерк
На три указательных – слева
ФОТОУВЕЛИЧЕНИЕМеня летал простор,
Раскачивая слитно
Расстёгнутым зрачком,
Рассеивая степь
Всей степью. Это скорость.
И фото вряд ли выйдет:
Не в освещении скос –
Смыт проявитель тел.Но разве я не здесь?
Замыслив обезглавить
Влеченья гибкий рот
Отстёгнутым смычком,
Дробь извлечёт предел –
И в объектив исправно
Прольётся и замрёт
Вторым светопадением –
Из памяти блаженств,
Ведя от края – к центру,
До самого зрачка
Глубокого кроссворда.
Вернёт туманный жест,
Видней и драгоценней,
Начавшему искать
Суть точки, а не хорду.
Неужто и пейзаж
Летел от центра – к краю,
С не созданной для глаз
Природой сжатой тьмы,
И пеший выгрызал
Свечой из икон рая,
Так, будто приближал
Неосторожный смысл
ОДА РАЗГОВОРУКак ты красиво делаешь это, как ты
Отдаёшь – берёшь;
Упоминаешь меня – подвижную карту
Тонких миров.
Чёткость бывает как профиль – как сполох – оклик –
Набросок хной,
Когда беспорядочно, около – тени окон
Ищут Окно.
Мне ль поздравительной графикой танцев испанских
Грусть причинить?
Когда б не знать, как долго пьянеют пальцы
От тех чернил,
Покуда луч в сургуча петлицы
Иглой сновал,
Чтоб в океане рта шевелиться
Таким словам....Шёл от ребра имён до смертельной нежности
Он. А за нежность боли с тебя возьмут
Больше ли, меньше – только не эту тихую
Тайну, принадлежащую всем и никому
НА КИНБУРНСКОЙ ПОЛОСЕПриподнимаясь на руках Очакова,
В глаза смотрела – морю,
Там заручаться волчьим, как причастьем,
Мог крик,
Взяв невесомость, медленный крен амфоры –
Есть потрясенье,
Но в шлемах лодок откуп спящих армий,
И свет рассеян.
Тогда и мягкий натиск равновесье
Затронуть в силах.
И то, что представлялось здесь уместней,
Чем объяснимей,
Скорее невозможно обещать –
Дорогой лучше
От всех моторов отвязать рычание,
Чтоб не прослушать
СОЛО ДЛЯ ВЕТРА И ХОЛМОВПограничного солнца встречать ледник,
Радость гибнуть пред собственным возрожденьем.
Из путей, существующих не отдельно
Или врозь, всё одно – в расстоянье вник.
Помести же вполне неразменный титр
В окоём – маяков соляных вещанье.
И любить иных, как уметь прощаться,
Даже в самой нежной из аргентин.И в беспамятстве времени на просвет –
Образ местности, навзничь пересечённой,
Зуммер башен, знающих всё, о чём мы,
До взаимных снов тишиной задет,
Да шедевр, на каком встречный ритм запал,
Где одно отсутствие только вправе
Перебрать шагов твоих послепад
Вместо правд просроченных фотографий.И кому усталость свою? Шутя
Обращая в театр, чтоб не откололась.
После всех разлук остаётся – голос
У тебя и, наверное, всё.
Хотя
АЛЕННАЯ ВЕСНАХолодно и горячо, и не время бесед.
Я ещё здесь, познающая вкус «насовсем».
Ход раздвигаемых голосом стен знает впредь –
Даже пространство способно тебя захотеть.
Впору срывать все пейзажи, покровы с миров,
Ни целомудрия не возвращавший, ни слов
Арфам и торсам в прохладной лавровой лени,
Ставя пытливость на цыпочки и колени,
Высадить известь отсутствий из басмы потерь.
Только большие дары изощрённей смертей.Только из двух свобод верная дышит волна.
Нас интригует Солярис – межьявью вне сна.
И продолжаешь чувствовать в себе волю –
Всё это не отменяло боли,
Не отменяет более
ARISTOS*Напиши, напиши письмо мне на гладком камне,
Здесь из всех языков можно верить в один – наскальный,
Потому что чернил не отличить от крови,
Опасаешься не сломаться на вводном слове,
Ты играешь в игру, не зная её условий.
Потому-то всегда пуста предпоследняя руна,
Ты нашел вопросы, ты продолжаешь игру, но
Всё уже существует, и верным или неверным
Не бывает выбор, хоть может свести с ответом.
У ходов превосходный срез запасных отверстий
И непрочные рамы, - впрочем, уже неважно,-
А в окно затекает Нил и за ним Нева,
Как закроешь книгу – сон тебя открывает
С предпоследней страницы, и продолжается жажда.Не представлять можно двумя путями:
Либо не знать, либо знать нечто слишком явно,
Оба – провальные методы, с Cевера тянет
Свежей прохладой, а там на крови – Спас.
И понимаешь уже – все всегда иное.
Мы подошли вплотную – над амфитеатром
Звук замолкал, чтоб сойтись в предпоследней ноте.Здесь в развалинах звезд, как в декартовых величинах,
Над стадами камней и кипрея, одетых в числа
И триумф отражений, что рай или ад сволок,
Где ремни равнин прочернели строкой отсутствий,
И морочащих дней замес, как в неубранную посуду,
Сходит в снежные глыбы, в лог алавастровых их голов,
Это – бал в лабиринте, где каждый – и нить, и карта,
Где ответность кожи на зыбкое пиццикато
Начинается узнаванием – наугад,
А под кожей уже золотая идёт река
___
*Аristos(лат.) – наилучший в данный момент