ОДЕССКИЙ
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
ЖУРНАЛ
«ЮЖНОЕ СИЯНИЕ»
"ЮЖНОЕ СИЯНИЕ". ПЕРВЫЙ ВЫПУСК - ПРОБА ПЕРА
Пушкин,
Гоголь, Бунин, Грин, Ахматова, Ильф, Петров, Маяковский
– вот далеко не полный список деятелей литературы, живших
и писавших, правда, в разное время, в Одессе. Понятие «Литературная
Одесса» не исчерпало себя и сегодня. Одесская литература
– плод творчества талантливых прозаиков и поэтов – продолжает
свою историю: новые книги, литературные вечера, фестивали.
Так, в августе этого года в Одессе состоялась XV Международная
книжная ярмарка «Зелёная волна», в рамках которой прошли
различные мероприятия: презентации, конкурсы, концерты,
фестиваль детского творчества. Также в Одессе утверждена
муниципальная премия им. К.Г. Паустовского, основная цель
которой вызвать интерес к новым книгам одесских писателей,
а также открыть новые имена, дать дорогу начинающим. Развитию
одесской литературы способствует активная деятельность Южнорусского
Союза Писателей. Это и многое другое – свидетельство того,
что литературная Одесса есть, и вот сегодня, как заявка
на большее – первый толстый журнал «Южное Сияние», вышедший
под редакцией Сергея Главацкого.
Конечно,
и журналы – по большому счёту – имеют определённую политику,
задающую те или иные рамки для публикуемых произведений.
Вспоминаются размышления Владимира Набокова о давлении «сверху»,
которое в разное время оказывалось на русскую литературу.
Однако Набоков остаётся при мнении, что в свободной стране
возможно «множество разнообразных периодических изданий
и философских систем».
И
этот вывод Набокова очень радует, потому что всё-таки хочется
надеяться на свободу периодики – причём в широком понимании
слова «свобода»: свобода автора и свобода редакции. Только
свободный взгляд обеспечит движение литературной мысли.
Свобода и хаос – не одно и то же, и это следует иметь в
виду.
Эти
размышления стали результатом прочтения первого выпуска
одесского литературного журнала «Южное Сияние». Получился
некий ассоциативный ряд: от литературной Одессы до свободы
взгляда. Такой ряд выстроился вполне справедливо. Во вступительной
статье к первому выпуску главный редактор пишет о свободном
пути нового журнала – без привязки к определённой тематике
из номера в номер. И это, на мой взгляд, наиболее верный
путь, по которому журнал вообще может пойти. Только благодаря
разнообразию жанров, стилей и проблематики журнал найдёт
максимальное количество читателей. А разве не это является
основной задачей журнала как такового?
Итак,
политика «Южного Сияния» – свобода взгляда на мир. А значит,
и широта взгляда, которая свидетельствует об интеллектуальности
как основе целеполагания журнала. И это важно. Как известно,
периодика в нашей стране активно развивалась, начиная с
19 века и вплоть до настоящего времени. Сегодня существует
достаточно много журналов, и большинство из них лишено этой
замечательной черты – свободы и широты взгляда, разнообразия
рубрик и произведений, их составляющих.
Что
удивило меня при знакомстве с журналом, так это необычное
расположение рубрик. Традиционно толстый журнал делится
на известные всем рубрики «Проза», «Поэзия», «Публицистика»
и пр. «Южное Сияние» решило пойти по несколько другому пути:
рубрики «Проза» и «Поэзия» неоднократно сменяют друг друга.
На мой взгляд, это не просто оригинальность во имя оригинальничания,
так действительно лучше воспринимаются произведения в объёмном
журнале. Результат довольно интересный: литературный калейдоскоп
сложил в сознании красочную мозаику, из которой выстраивается
целостное панно. Дозированность жанров способствует тому,
что не ощущается пресыщения, и переключение на другой жанр
сохраняет динамику прочтения.
Подбор
произведений также отличается разнообразием. В предложенных
поэтических текстах можно встретить всё: и стихотворения,
продолжающие классические традиции, и модернистские стихотворения.
Хотя это весьма условное определение, потому что всё-таки
не хотелось бы загонять поэзию в определённые жанровые рамки.
Одно могу сказать наверняка: что касается поэтической подборки,
уж здесь на вкус и цвет товарищи точно найдутся. Остановлюсь
на двух поэтах. Это Юлия Мельник и Александр Хинт. Поэзия
Юлии Мельник – некий сплав сказочности и реализма. Автору
удалось показать осязаемость неосязаемых образов – дня,
одиночества, бессонницы, суеты. Невесомость и в определённой
степени нереальность предстают в поэзии Юлии Мельник как
метафора бытия. Александр Хинт предлагает другую поэзию
– серьёзно-ироничную. Стихотворение «Беседа жива» – пример
подобного сочетания: красиво написанное произведение, поднимающее
одну из «вечных тем» – мимолётности времени, человеческой
жизни, – вдруг оказывается то ли шутливым, то ли, наоборот,
весьма серьёзным стихотворением с достаточно непривычными
для читателей героями. А моментальный апрель, вдруг сменяющийся
ноябрём – удачно найденная автором метафора нашей жизни.
Прозаические
произведения также порадовали своей разноплановостью. Опять
же стоит сослаться на слова главного редактора, пишущего
о том, что и экспериментальная литература несёт в себе душевный
накал. И этот душевный накал явно ощущается при прочтении
таких экспериментальных (на мой взгляд) произведений, как
«Хроника отношений с Даварием Бухенфордом» (Ольга Ильницкая),
шорт-повесть «Северны сказы про Максимку бога» (Алексей
Торхов), «Templa non grata» (Сергей Главацкий и Евгения
Красноярова). Из этого списка я бы выделила последнее произведение
– «Templa non grata». Абсолютная фантасмагория. Вариация
на тему утопии. Смесь фантастики, реализма, античной мифологии.
Очень яркое и оригинальное повествование.
И
в том же выпуске журнала – совершенно иные по эмоциональному
и идейному содержанию произведения «Обретая лёгкость» (Алан
Останин), «Анна Волкова. Подвалы» (Виктория Колтунова).
Это произведения, повествующие о чём-то интимном и очень
важном для каждого человека: совести, памяти, душевных переживаниях.
Рассказ А. Останина очень искренний. «Уставший от пустословий
и зрядвижений» Сергей Николаевич по воле судьбы встречается
со странным, на первый взгляд, молодым человеком Артёмом.
Однако знакомство с Артёмом не проходит бесследно: Сергей
Николаевич начинает по-другому оценивать собственное существование,
уверяется в его пустоте и ненастоящести. Рассказ о жизни
деда Артёма целительно воздействует на персонажей рассказа,
освобождает их от душевной окаменелости.
Поэзия
и проза – не единственные рубрики, что естественно для «толстого»
журнала. Например, есть рубрика «Переводы», хотя она, к
сожалению, представлена всего лишь одним небольшим произведением.
Ещё одна рубрика – «Литмузей» – в первом выпуске журнала
посвящена личности Бунина. Именно личности – это очень важно.
Разве может биографическая справка, написанная зачастую
сухим академическим языком, сравниться с повествованием,
раскрывающим личные качества человека? И читается такая
информация иначе: не как о каком-то далёком, когда-то и
где-то жившем человеке, а как о живом, таком же, как я сам
и все мои близкие. И материал о Бунине, представленный в
журнале, рождает именно такое – живое – восприятие. Здесь
есть всё: его собственные труды, воспоминания современников,
жены и даже художественное осмысление жизни Бунина в рассказе
Валентина Катаева «Золотое перо».
Не
лишён журнал и живого обсуждения. Так, в рубрике «Плаха»
предложена проблемная статья Леонида Костюкова «Любитель
и другой», поднимающая вопрос, какой же он – истинный поэт.
Последующая дискуссия не только развивает предложенную тему,
но и приглашает читателя и самому поразмыслить, принять
какую-нибудь позицию. Пожалуй, это дань принимающему всё
большие масштабы интернетовскому общению. Наверное, именно
этим вызвано столь объёмное изложение различных точек зрения
– явная имитация общения на форуме в интернете. Хотя некоторым
комментариям к статье не хватает живости.
Назову
ещё рубрики «Вести с полей» и «Окоём». По сути, и та, и
другая преследуют одну цель – освещение важных литературных
событий. «Окоём» (название говорит за себя) освещает литературные
события более широкого масштаба. «Вести с полей» отражают
собственно одесские литературные новости.
В
целом, всё на месте. И не думаю, что только у меня возникло
такое впечатление. Как уже говорилось выше, разнообразие
материала и свобода взгляда привлекут максимальное количество
читателей, ведь каждый найдёт что-то для себя. Очень приятно,
что новый журнал – «Южное Сияние» – с самого первого выпуска
продемонстрировал такой потенциал. Дальше – больше. Очень
на это рассчитываю.
Ольга
Новикова ,
лингвист,
соискатель учёной степени кандидата филологических наук,
член редколлегии журнала "Новая литература"