ОДЕССКИЙ
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
«ЮЖНОЕ СИЯНИЕ»


ВРЕМЯ НЕ СТОИТ НА МЕСТЕ

Идея создания одесского литературно-художественного журнала родилась в ХIХ столетии, но стала осуществляться в разнополюсных и разноформатных изданиях в дореволюционный период. Несмотря на то, что в советские годы создавались многочисленные литературные журналы и культурных центрах бывшего СССР, Одесса не имела ни литературного альманаха, ни журнала. В 2003 году - благодаря писателю и искусствоведу, в прошлом литературному редактору и секретарю Анастасии Цветаевой Станиславу Айдиняну - появляется журнал в журнале, литературно-художественная антология "Одесские страницы", которая издается с 2003 года в России под обложкой тысячастраничного "культуртрегерского издания" "Меценат и Мир". Этот российский очень толстый журнал знакомит российского читателя с наилучшими именами одесской поэзии, одесской литературы.
Но время не стоит на месте. Несколько лет назад вышли весьма информативно-насыщенные литературными новациями альманахи - Одесская антология поэзии "Кайнозойские сумерки" 2008 года и, следом - в 2010 году, к десятилетию Южнорусского Союза Писателей - Одесская литературная антология "Солнечное сплетение". Оба эти издания вышли стараниями талантливого и известного поэта, Председателя Южнорусского Союза Писателей и Одесской областной организации Конгресса литераторов Украины Сергея Главацкого, который создавал эти ценные книги, полноценно-представляющие литературный процесс культуре в Одессе. Но… Можно с уверенностью сказать, что в 2011 году начался новый период в литературной жизни города и региона. Благодаря согласованным действиям одесских писателей и нынешней городской власти, в сентябре вышел первый номер ежеквартального Одесского литературно-художественного журнала "Южное Сияние", издание стало официальным печатным органом Южнорусского Союза Писателей.
Станислав Айдинян был избран главным редактором нового журнала, тогда как Сергей Главацкий стал выпускающим редактором. Вместе им удалось с первого же номера привлечь к сотрудничеству с "Южным Сиянием" многих известных и просто интересных авторов - Украины, России, Беларуси, всего русскоязычного мира… Так, только из москвичей в трёх вышедших номерах опубликованы произведения Константина Кедрова, Ивана Жданова, Вилли Мельникова, Игоря Иртеньева, Евгения Чигрина, Кирилла Ковальджи, Александра Кабакова, Андрея Коровина, Анатолия Агамирова-Сац, Игоря Кучебо, Павла Крючкова, Елены Кацюбы, Игоря Панина, Андрея Пустогарова, Михаила Синельникова… С одесской стороны в журнале опубликованы произведения целой плеяды известных городу поэтов - Игоря Павлова, Юлии Петрусевичюте, Галины Маркеловой, Ильи Рейдермана, Ефима Ярошевского, Валерия Сухарева, Алены Щербаковой, Марка Эпштейна, Анны Стреминской, Александра Хинта, Юлии Мельник, Татьяны Орбатовой, Ирины Дежевой… Из белорусских авторов это - Олег Зайцев (Минск), Мария Малиновская (Гомель), Андрей Шуханков (Полоцк)… Заметим, что в трёх номерах опубликованы свыше 100 авторов - кроме восточнославянских стран это и США, и Германия, и Франция, и Италия, и Латвия, и Израиль… Список можно долго продолжать.
Совершенно особо надо оговорить об участии в издании журнала талантливого поэта и писателя Ольги Ильницкой. Ольга - член международного Пен-клуба, автор психологически-пронзительных книг, её произведения можно видеть во многих первостепенных литературных изданиях в России. Благодаря её усилиям проза, избранная редколлегией в состав "Южного Сияния" разнообразна, но непременно талантлива. Ольга Ильницкая стала в журнале заведующей отделом прозы и драматургии. Евгения Красноярова, талантливый, тонкий поэт, соратница многих литературных начинаний Сергея Главацкого, также прилагает большие усилия к созданию нового журнала. Отдел критики возглавил Алексей Торхов, живущий ныне близ Одессы в городе Николаеве, в журнале он - заведующий отделом критики.
Журнал "Южное Сияние" возможно, вызовет споры. Он - неожиданный, так не похож на классические столичные "толстые" журналы - ни концепцией, ни художественной позицией, но ничуть им не уступает. Высказываются сейчас мнения и о том, что слишком разные авторы, принадлежащие к разным школам, попали под его "тень". Но это не беда, это принципиальная позиция редакции - читатель найдет примеры разных литературных школ, а для редакции задача - выстроить материал таким образом, чтобы он смотрелся целостно и органично. Кто-то выскажет и другие претензии. И все же решительно скажем - с первого номера журнал получился, а далее - только набирает вес. Он разнообразен, содержателен, обладает высоким литературно-художественным уровнем. В нем нашлось место прозе, поэзии, драматургии, уникальным краеведческим материалам (рубрика "ЛитМузей"), критике (рубрика "Шкаф") и многому другому. Есть место и для интервью с известными деятелями культуры (рубрика "Мегафон"), и для публикации произведений ушедших и незаслуженно забытых писателей (рубрика "Фонограф"). Выгодно отличает журнал "Южное Сияние" и наличие в нем дискуссионной рубрики "Плаха" где литераторы всего мира полемизируют на литературоведческие темы.
Можно быть уверенным, что журнал достойно исполняет свою основную функцию - налаживает литературные мосты между Одессой и всем литературным русскоязычным миром, участвует в поддержании существования единого русскоязычного культурного пространства. Так, помимо его бумажной версии, читатель может ознакомиться с изданием и в сети - издание принято в состав Евразийского журнального портала "Мегалит", который объединяет провинциальные, "нестоличные" журналы, и нового журнального портала "ЛитБук", который стремится объединить все "толстые" русские литературные журналы. Есть страничка журнала и на официальном сайте Южнорусского Союза Писателей ursp.org. А его неоднократные презентации прошли в Крыму, в Киеве, Москве, Приднестровье… А ведь это только начало! Такой подход делает "Южное Сияние" изданием по-настоящему, неподдельно международным.
Журнал, который ныне сейчас обрели одесситы, ни в коей мере не является политическим проектом русского юга Украины против современных политических устоев. Его настроение - прежде всего поэтическое, литературное, смелое, полемическое, журнал объединяет, прежде всего, тех, кто создает художественные поэтические и критические произведения на русском языке, на котором одесситы говорили с основания города.

Алексей Омельченко, Одесса










№ 1' 2011

№ 2' 2011

№ 1' 2012

№ 2' 2012

№ 3' 2012

№ 4' 2012

№ 1' 2013

№ 2' 2013

№ 3' 2013

№ 4' 2013

№ 1' 2014

№ 2' 2014

№ 1' 2015

№ 2' 2015

№ 3' 2015

№ 4' 2015

№ 1' 2016

№ 2' 2016

№ 3' 2016

№ 4' 2016

№ 1' 2017

№ 2' 2017