ОДЕССКИЙ
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
ЖУРНАЛ
«ЮЖНОЕ СИЯНИЕ»
ВРЕМЯ НЕ СТОИТ НА МЕСТЕ
Идея
создания одесского литературно-художественного журнала родилась
в ХIХ столетии, но стала осуществляться в разнополюсных
и разноформатных изданиях в дореволюционный период. Несмотря
на то, что в советские годы создавались многочисленные литературные
журналы и культурных центрах бывшего СССР, Одесса не имела
ни литературного альманаха, ни журнала. В 2003 году - благодаря
писателю и искусствоведу, в прошлом литературному редактору
и секретарю Анастасии Цветаевой Станиславу Айдиняну - появляется
журнал в журнале, литературно-художественная антология "Одесские
страницы", которая издается с 2003 года в России под
обложкой тысячастраничного "культуртрегерского издания"
"Меценат и Мир". Этот российский очень толстый
журнал знакомит российского читателя с наилучшими именами
одесской поэзии, одесской литературы.
Но время не стоит на месте. Несколько лет назад вышли весьма
информативно-насыщенные литературными новациями альманахи
- Одесская антология поэзии "Кайнозойские сумерки"
2008 года и, следом - в 2010 году, к десятилетию Южнорусского
Союза Писателей - Одесская литературная антология "Солнечное
сплетение". Оба эти издания вышли стараниями талантливого
и известного поэта, Председателя Южнорусского Союза Писателей
и Одесской областной организации Конгресса литераторов Украины
Сергея Главацкого, который создавал эти ценные книги, полноценно-представляющие
литературный процесс культуре в Одессе. Но… Можно с уверенностью
сказать, что в 2011 году начался новый период в литературной
жизни города и региона. Благодаря согласованным действиям
одесских писателей и нынешней городской власти, в сентябре
вышел первый номер ежеквартального Одесского литературно-художественного
журнала "Южное Сияние", издание стало официальным
печатным органом Южнорусского Союза Писателей.
Станислав Айдинян был избран главным редактором нового журнала,
тогда как Сергей Главацкий стал выпускающим редактором.
Вместе им удалось с первого же номера привлечь к сотрудничеству
с "Южным Сиянием" многих известных и просто интересных
авторов - Украины, России, Беларуси, всего русскоязычного
мира… Так, только из москвичей в трёх вышедших номерах опубликованы
произведения Константина Кедрова, Ивана Жданова, Вилли Мельникова,
Игоря Иртеньева, Евгения Чигрина, Кирилла Ковальджи, Александра
Кабакова, Андрея Коровина, Анатолия Агамирова-Сац, Игоря
Кучебо, Павла Крючкова, Елены Кацюбы, Игоря Панина, Андрея
Пустогарова, Михаила Синельникова… С одесской стороны в
журнале опубликованы произведения целой плеяды известных
городу поэтов - Игоря Павлова, Юлии Петрусевичюте, Галины
Маркеловой, Ильи Рейдермана, Ефима Ярошевского, Валерия
Сухарева, Алены Щербаковой, Марка Эпштейна, Анны Стреминской,
Александра Хинта, Юлии Мельник, Татьяны Орбатовой, Ирины
Дежевой… Из белорусских авторов это - Олег Зайцев (Минск),
Мария Малиновская (Гомель), Андрей Шуханков (Полоцк)… Заметим,
что в трёх номерах опубликованы свыше 100 авторов - кроме
восточнославянских стран это и США, и Германия, и Франция,
и Италия, и Латвия, и Израиль… Список можно долго продолжать.
Совершенно особо надо оговорить об участии в издании журнала
талантливого поэта и писателя Ольги Ильницкой. Ольга - член
международного Пен-клуба, автор психологически-пронзительных
книг, её произведения можно видеть во многих первостепенных
литературных изданиях в России. Благодаря её усилиям проза,
избранная редколлегией в состав "Южного Сияния"
разнообразна, но непременно талантлива. Ольга Ильницкая
стала в журнале заведующей отделом прозы и драматургии.
Евгения Красноярова, талантливый, тонкий поэт, соратница
многих литературных начинаний Сергея Главацкого, также прилагает
большие усилия к созданию нового журнала. Отдел критики
возглавил Алексей Торхов, живущий ныне близ Одессы в городе
Николаеве, в журнале он - заведующий отделом критики.
Журнал "Южное Сияние" возможно, вызовет споры.
Он - неожиданный, так не похож на классические столичные
"толстые" журналы - ни концепцией, ни художественной
позицией, но ничуть им не уступает. Высказываются сейчас
мнения и о том, что слишком разные авторы, принадлежащие
к разным школам, попали под его "тень". Но это
не беда, это принципиальная позиция редакции - читатель
найдет примеры разных литературных школ, а для редакции
задача - выстроить материал таким образом, чтобы он смотрелся
целостно и органично. Кто-то выскажет и другие претензии.
И все же решительно скажем - с первого номера журнал получился,
а далее - только набирает вес. Он разнообразен, содержателен,
обладает высоким литературно-художественным уровнем. В нем
нашлось место прозе, поэзии, драматургии, уникальным краеведческим
материалам (рубрика "ЛитМузей"), критике (рубрика
"Шкаф") и многому другому. Есть место и для интервью
с известными деятелями культуры (рубрика "Мегафон"),
и для публикации произведений ушедших и незаслуженно забытых
писателей (рубрика "Фонограф"). Выгодно отличает
журнал "Южное Сияние" и наличие в нем дискуссионной
рубрики "Плаха" где литераторы всего мира полемизируют
на литературоведческие темы.
Можно быть уверенным, что журнал достойно исполняет свою
основную функцию - налаживает литературные мосты между Одессой
и всем литературным русскоязычным миром, участвует в поддержании
существования единого русскоязычного культурного пространства.
Так, помимо его бумажной версии, читатель может ознакомиться
с изданием и в сети - издание принято в состав Евразийского
журнального портала "Мегалит", который объединяет
провинциальные, "нестоличные" журналы, и нового
журнального портала "ЛитБук", который стремится
объединить все "толстые" русские литературные
журналы. Есть страничка журнала и на официальном сайте Южнорусского
Союза Писателей ursp.org. А его неоднократные презентации
прошли в Крыму, в Киеве, Москве, Приднестровье… А ведь это
только начало! Такой подход делает "Южное Сияние"
изданием по-настоящему, неподдельно международным.
Журнал, который ныне сейчас обрели одесситы, ни в коей мере
не является политическим проектом русского юга Украины против
современных политических устоев. Его настроение - прежде
всего поэтическое, литературное, смелое, полемическое, журнал
объединяет, прежде всего, тех, кто создает художественные
поэтические и критические произведения на русском языке,
на котором одесситы говорили с основания города.
Алексей
Омельченко, Одесса