Новости
Сколько лет я знаю его? Сколько лет читаю его стихи… Вряд ли можно ответить на этот вопрос, да и я, к счастью, не отношусь к категории людей педантичных, у которых задокументирован каждый шаг. Можно ли сказать, когда ты впервые увидел небо? И звёзды. Когда впервые услышал шум деревьев, голос дождя, дыхание моря. Всё это – то самое Начало, которое присутствует вокруг нас с рождения, а значит, с рождения присутствует и в нас. Его поэзия – и есть поэзия Начала, и когда он говорит о себе в одном из стихотворений: «… а я – поэт начала», понимаешь, что это не для красного словца, не для эффектной позы, кои сегодня принято принимать – «подавая себя».
Творчество поэта, о котором пишу – не поза – позиция, жизненная позиция, лицо – поэту без лица никак нельзя. Читая современных поэтов, я постоянно теряюсь в ладно скроенных, безупречно подогнанных, метафорично-фееричных текстах. Да-да, именно в текстах, потому что стихами их назвать нельзя, хотя… Казалось бы – все признаки стиха – налицо: тут тебе и рифма, тут тебе и размер, и шквал образов, и водопад метафор, и бесчисленные тропы тропа.
Не хватает лишь одного – присутствия поэта.
…Стихи порой написаны не худо.
Ну а поэта нет. И всё – не то.
И все эти тексты, скроенные по одному лекалу, сливаются в один, безликий, бездушный, бесконечный.Хочешь – с середины читай, хочешь – с начала. По счастью – есть поэзия другая… Вернее – есть поэзия. Настоящая. Для настоящего читателя. У нас ведь нынче многие пишут для того, чтобы понравиться. Не читателю, а тому, кто знает толк в стихах, кто знает, как и зачем пишутся, и что есть стихи. Но вот парадокс: дорогу к читательским сердцам находят отнюдь не заумь, пускай даже и ладно скроенная, а стихи. Может, потому что написаны «от сердца и сердцем..»…
Именно такие стихи и звучали вчера на творческом вечере поэта, именно строчки из его стихов я цитирую.
И был вечер, не простой – юбилейный. Поэтому в Большом зале Одесской филармонии много музыки, цветов, сияния глаз, аплодисментов. Поэтому – на огромной сцене он – Поэт, а в зале тишина, прерываемая лишь всплесками аплодисментов и криками: «Браво!». Если вам скажут, что поэзия сегодня никому не нужна – не верьте. Здесь всё субъективно.
И был вечер… Но позволю себе сказать несколько слов не о вечере – он действительно был великолепен, а о том, что наполняло его и переполняло сердца и души зрителей – о поэзии.
Для меня прикосновение к поэзии – это прикосновение к теплу, прежде всего. И в маленьком предисловии к страничке поэта на сайте Diligans говорится именно об этом тепле, настоящем, живом. Не обжигающем, но согревающем и врачующем. Оно возникает вблизи живого огня. Променявшие его на комфорт цивилизации, упрятавшие огонь в металл, изгнавшие его из своих квартир, мы всё ещё помним о нём. Ещё узнаём. Ведь ощущение тепла пробуждается где-то в средостенье: там, где гнездится душа. Там, где хранятся воспоминания о былом, о времени, когда живой огонь не был диковинкой. И оттуда проникает в кровь и разливается по всему телу бытия благодать.
Что роднит меня с ним? Дух – мятежный и вольный, крылатый. И это неизбывное птичье, которое невозможно увидеть – только почувствовать. И, пожалуй, главное: и я верю в то, что «… чудеса хотя бы изредка, должны случаться, иначе жизнь становится скучной и серой как асфальт…»
Готов поменяться с тобой я, синица,
и мёрзнуть зимой, и слегка голодать,
но знать: я крылатый комочек, я птица,
и ведома мне бытия благодать.
Такова особенность его стихов, сила его поэтического слова, которое сродни живому огню. Читая и перечитывая их, а это – стихи из тех, которые перечитывают, – согреваешься, и в глазах появляется особый блеск, словно отсвет огня, который согрел и оживил, и возродил к жизни старые мечты и надежды, и дал силы жить и рождаться новым.
А в заключение совсем немного конкретики и информации: вчера в Большом зале Одесской филармонии прошёл юбилейный вечер поэта и музыкального критика, члена ЮРСП и ООО ВТС КЛУ Ильи Рейдермана, на котором была презентована книга «Музыка», книга стихов и рецензий в 300 с лишним страниц, писавшаяся в течение многих лет, книга, которая смогла появиться благодаря помощи музыкантов Алексея Ботвинова и Владимира Спивакова. Предисловие к книге написал Алексей Ботвинов. На вечере прозвучали стихи из новой книги в исполнении автора. В вечере принимали участие друзья юбиляра: заслуженный деятель искусств Украины Юрий Кузнецов, дуэт «Каданс» (Иван и Елена Ергиевы), квартет «Гармонии мира». В конце вечера Председатель Южнорусского Союза Писателей и Одесской областной организации Конгресса литераторов Украины Сергей Главацкий вручил юбиляру членский билет Союза российских писателей.
В день рождения поэта – 25 ноября – состоится ещё один вечер – в 18.00 в здании Кирхи (улица Новосельского, 68), стихи из книги «Музыка» будут звучать вместе с органной музыкой в исполнении Вероники Струк.
Мне осталось лишь ещё раз поклониться Илье Исааковичу, поблагодарить за стихи, за вчерашний вечер и сказать, что многие, очень многие его читатели уже ждут следующего воскресенья. Ждут с нетерпением. И я – в их числе…
Людмила Шарга (ЮРСП)
25 ноября одесскому поэту и музыкальному критику, члену Южнорусского Союза Писателей Илье Рейдерману исполняется 75 лет. В рамках празднования юбилея состоится два вечера автора.
Первый юбилейный вечер начнётся 18 ноября в 18:00 в Большом зале Филармонии. Он пройдёт при участии друзей-музыкантов Владимира Саксонского, Юрия Кузнецова, Сергея Терентьева, Ивана и Елены Ергиевых (дуэт «Каданс») и квартета «Гармонии мира». Программа во многом обусловлена новой книгой «Музыка», стихи из которой прочитает автор. Книга стихов и рецензий в 300 с лишним страниц, писавшаяся в течении многих лет, смогла появиться благодаря помощи музыкантов Алексея Ботвинова и Владимира Спивакова. Предисловие к книге написал Алексей Ботвинов.
Второй вечер начнётся в День рождения автора, 25 ноября в 18.00 в здании Кирхи (улица Новосельского, 68). В этот день стихи из книги «Музыка» будут звучать вместе с органной музыкой в исполнении Вероники Струк. Чтения состоятся в рамках «Вечеров органной музыки», которые проводит Немецкая Евангелическо-Лютеранская церковь.
Мероприятия в сети:
https://vk.com/event45735495
31 октября в кафе завода «Промсвязь» (ул. Комарова, 10, вход с улицы Комарова) состоится девятая встреча в литературном салоне «Среда». Начало – в 18.00.
В поэтической части программы свои стихи прочтут Александр Хинт и Тина Арсеньева. В прозаической части вечера Аркадий Ромм при участии Народного артиста Украины Олега Школьника представит свой роман «Честный журналист продаётся один раз».
Приглашаются писатели, журналисты, любители литературы. Присутствующим будет предоставлена возможность ознакомиться и приобрести книги одесских писателей с авторским автографом (от интернет-витрины http://leuslit.com.ua/litclub/).
Вечера салона проходят в последнюю среду каждого месяца.
Вход свободный.
Мероприятие в сети:
https://vk.com/event44888617
26 сентября в кафе завода «Промсвязь» (ул. Комарова, 10, вход с улицы Комарова) в литературном салоне «Среда» состоится презентация новой книги поэта, члена Южнорусского Союза Писателей и Союза писателей России Ирины Дубровской «Исчезающий вид». Начало – в 18.00.
Приглашаются писатели, журналисты, любители литературы. Присутствующим будет предоставлена возможность ознакомиться и приобрести книги одесских писателей с авторским автографом (от интернет-витрины http://leuslit.com.ua/litclub/).
Вечера салона проходят по последним средам каждого месяца.
Вход свободный.
Мероприятие в сети:
https://vk.com/event43344596
22 сентября в 18:00 в «Книгарне – Кав'ярне» (г. Одесса, ул. Екатеринин
Первая книга автора «Разговор» вышла в 2010 году. Вторая книга стихов «Время избыточных точек» появилась на свет в августе 2012 года. Стихи Александра Хинта опубликованы в различных журналах и печатных изданиях.
14 сентября в Коктебеле (Дом-музей М.А. Волошина) в рамках Х Международного научно-творческого симпозиума «Волошинский сентябрь» состоится презентация Одесского литературно-художественного журнала «Южное Сияние» (Одесса). Участвуют: Станислав Айдинян (Москва), Лев Болдов (Ялта), Сергей Главацкий (Одесса), Ольга Ильницкая (Москва), Мария Малиновская (Гомель), Марина Матвеева (Симферополь), Анна Стреминская (Одесса), Александр Хинт (Одесса), Алёна Щербакова (Одесса).
Начало – 16.00.
7 сентября в 17.00 в рамках арт-фестиваля «Провинция у моря» в Выставочном зале Музея изобразительных искусств им. А. Белого (г. Ильичёвск, ул. Ленина, 30) состоится поэтический вечер Людмилы Шарга (Одесса) и Ирины Дубровской (Одесса).
Людмила Шарга – поэт, прозаик, член Южнорусского Союза Писателей, Конгресса литераторов Украины, Межрегионального союза писателей Украины, автор трёх сборников поэзии и прозы, автор многочисленных публикаций в печатных и электронных изданиях, редактор сайта-гостиной Diligans.
Ирина Дубровская – поэт, член Южнорусского Союза Писателей, Союза писателей России, Конгресса литераторов Украины, Межрегионального союза писателей Украины, автор девяти поэтических сборников, автор многочисленных публикаций в альманахах, антологиях и периодических изданиях.
На вечере будет презентованы новые поэтические книги: электронная книга Людмилы Шарга «Рукой подать…» и книга Ирины Дубровской «Исчезающий вид».
Вход свободный.
Мероприятие в сети:
https://vk.com/event42695245
06.09.2012. ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР МАРИИ МАЛИНОВСКОЙ И СЕРГЕЯ ГЛАВАЦКОГО
06.09.2012. ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР МАРИИ МАЛИНОВСКОЙ И СЕРГЕЯ ГЛАВАЦКОГО
6 сентября в 18:00 в рамках арт-фестиваля «Провинция у моря» в Выставочном зале Музея изобразительных искусств им. А. Белого (г. Ильичёвск, ул. Ленина, 30) состоится совместный поэтический вечер Марии Малиновской (Гомель, ЮРСП) и Сергея Главацкого (Одесса).
Мария Малиновская – лауреат ряда престижных международных литературных премий (подробнее – http://vk.com/event41953224), автор поэтических книг «Луны Печали», «Под прозрачной рукой», «Крылья напролёт», множества публикаций в белорусской, российской, украинской и зарубежных периодических изданиях, член Южнорусского Союза Писателей, Союза писателей Беларуси и Союза писателей России.
Сергей Главацкий – Председатель Южнорусского Союза Писателей, Одесской областной организации Конгресса литераторов Украины, Одесской областной организации Межрегионального союза писателей Украины, член руководства Конгресса литераторов Украины, выпускающий редактор литературного журнала «Южное Сияние», автор книг «Неоновые Пожары», «Апокалипсис Улыбки Джоконды».
Приглашаются все желающие.
Вход свободный.
Мероприятие в сети:
https://vk.com/glavatski_malinovskaya
05.09.2012. ПОД ПРОЗРАЧНОЙ РУКОЙ. ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР МАРИИ МАЛИНОВСКОЙ
05.09.2012. ПОД ПРОЗРАЧНОЙ РУКОЙ. ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР МАРИИ МАЛИНОВСКОЙ
5 сентября в 18.00 во Всемирном клубе одесситов (ул. Маразлиевская, 9) на очередной встрече «Зелёной лампы» состоится поэтический вечер известного белорусского поэта, члена Южнорусского Союза Писателей Марии Малиновской.
Мария Малиновская родилась и живёт в г. Гомеле, Беларусь. Студентка. Лауреат Премии им. Д.С. Лихачёва (Петербург, 2010 г.). Победитель Всероссийского фестиваля «Волшебная строка-2011» (Екатеринбург). Первое место в номинации «Поэзия». Лауреат Всероссийского поэтического конкурса им. Н. Рубцова (Москва, 2011 г.). Победитель международного фестиваля русской поэзии и культуры «Пушкин в Британии». Приз имени Р.Казаковой «За лучшее стихотворение о любви»(Лондон, 2011). Шестой международный конкурс молодых российских поэтов зарубежья — Премия Народного жюри.(Рим, 2011 г.). Победитель Всероссийского открытого фестиваля молодых поэтов «Мцыри-2011» (Первое место). Участник I-го совещания молодых русских писателей Беларуси, седьмого семинара детских писателей в Мелихово (Россия), Форума молодых писателей России в Липках (2010, 2011 г.)
Член Южнорусского Союза Писателей и Союза писателей Беларуси.
Публикации: «Литературная газета»; сборник «Новые писатели («ПРОЗАиК» 2010, 2011)»; журналы «Нёман», «Новая Немига литературная», «День и ночь», «Дон», «Петербургские строфы»; «Парадный подъезд» (Санкт-Петербург), «Второй Петербург»; «Русский писатель» (Санкт-Петербург); «Вайнах» (Грозный), «Вертикаль» (Н. Новгород); «Южное сияние» (Одесса), «Русское эхо» (Самара); "Студия" (Германия); интернет-журналы «Пролог», «Ликбез» и др.
Автор книг поэзии «Луны Печали» (Гомель, 2009),«Под прозрачной рукой» (Москва, 2011), «Крылья напролёт» (Минск, 2012).
Мероприятие в сети:
https://vk.com/m_m_u_odessa
Не углубляясь в историю возникновения литературных салонов в Одессе, всё же позволю себе проследить некую градацию: от блистательной Елизаветы Воронцовой до удивительной Изабеллы Леви, о гостеприимном доме которой мне неоднократно рассказывала актриса Елена Куклова, чей светлый и уютный дом тоже являлся своего рода таким «салоном» – здесь собирались и продолжают собираться ярчайшие жители и гости нашего города: актёры, музыканты, художники и, конечно же, поэты.
В прошлом столетии возникло явление «квартирник». По сути, это были те же самые салоны, в духе времени, разумеется. За неимением роскошных и просторных апартаментов, встречи проходили в чьей-то квартире, на кухне, адреса менялись, это были «кочующие» салоны. Здесь можно было услышать музыку, стихи, пообщаться с теми, чьё творчество было не одобрено властью, а порою и просто запрещено, полистать «самиздат», поговорить о том, о чём и думать-то возбранялось.
Что объединяет эти встречи? Наполненность и наполнение. Не хлебом единым, как известно…
Но это всё в прошлом. И, кажется, атмосфера, дух салонов утрачены нами уже безвозвратно. И дело здесь не в роскошных апартаментах, не в бальных платьях и веерах, не в альбомах, куда барышням уездным и столичным писали поэты. Есть блоги, есть «живые журналы», есть куда писать и о чём писать. Возникает, правда, противный вопрос: кому. Или – для кого. Но эти вопросы из области риторики. Нет барышень, и совсем плохо с поэтами, но на писании это никоим образом не сказывается. Сказывается на письменности и на устности – на словесности – в целом.
Многим, наверное, уже знаком печальный прогноз Института лингвистики в Тарту (бывшая Академия языковедения СССР), который не так давно объявил, что русский язык ... почти мёртв. Цитирую: «Русский язык больше не язык. Мониторинг, ежегодно проводимый сотрудниками института, показал, что русский язык перестал соответствовать минимальным требованиям о самоидентичности, богатстве словарного запаса и сфере применения. Если в течение 2013 года картина не изменится, то русский язык будет объявлен мертвым языком, со всеми вытекающими из этого последствиями: закрытие курсов русского языка в Европе, исключение его из официальных языков организаций мира (ООН, ЮНЕСКО) и запрет на его употребление в посольствах для общения с россиянами».
После таких прогнозов становится как-то не по себе. Несмотря на то, что в разные времена русский язык переживал засилье языков разных (одних только тюркских корней сколько в словах, которые мы сегодня считаем родными, русскими). Несмотря на то, что канули в небытие аббревиатуры и неологизмы первых лет советской власти, которые проникли даже в святая святых – в ономастику, оставив нам на память леденящие душу имена Даздраперма (Да здравствует первое мая), Далис (Да здравствует Ленин и Сталин), Дележ (Дело Ленина живёт), Ясленик (Я с Лениным и Крупской) и т.п.
Много ещё примеров можно было бы привести, «им несть числа». Остаётся только надеяться, что и современный «рунглиш», а именно на таком, упрощённо-усреднённом сленге общается сегодня русскоговорящее, «младое и незнакомое» племя, уйдёт в прошлое.
С бедой этой справиться не так просто, опять же, по прогнозам Института лингвистики. Цитирую: «Во-первых, почти заканчивается словообразование на основе родных корней. Новые термины и понятия являются заимствованными. Понятия, пришедшие извне, вытесняют родные аналоги, из двух синонимов выживает заимствованный. Общество не способно производить адекватную замену иностранным словам, довольствуясь прямым заимствованием, разрушается связь между деятельностью индивида и его родным языком. Частным случаем такого регресса является «язык рабов», достаточный для понимания указаний хозяина, но абсолютно бесполезный для общения на отвлеченные темы. Как пример ученые Тарту приводят широко распространенный в России «рунглиш».
Во-вторых, знание языка перестает поощряться в обществе. Снижается ценность этого знания для экономически активного индивида, язык не способен поднять стоимость работника в конкурентной борьбе на рынке труда. На первое место при трудоустройстве выходят личные связи и требования по минимальной зарплате, поэтому в структуре занятости преобладают «блатные» на вершине пирамиды, и «гастарбайтеры» в её основании. Государство без видимых протестов общества сокращает часы преподавания родного языка в школе, экзамены по нему проходят в виде обезличенных тестов. Снижается общий уровень грамотности теле- и радиовещания, газеты выходят с опечатками и ошибками, которые никто не замечает.
В-третьих, государственные структуры не используют в своей деятельности официальный язык страны. Патриархальная Православная Церковь проводит богослужения на церковнославянском, МВД использует упрощенный служебный диалект, МИД оперирует французским, немецким и английским. В такой ситуации полностью исчезает понятие единого языка, население разобщается по профессиональной принадлежности, которая определяет значение и смысл слов.
В-четвертых, язык перестает быть образным, из него вымываются слова общего значения, предпочтение отдается синонимам местоимениям «тот» и «этот». Общение между людьми сводится к ситуативно-контекстному словообразованию, часто на основе одного корня.
— Дай эту фиговину.
— На фига?
— Я ею прифигачу вот эту фигню.
— Так ведь фигня получится!
— А тебе не по фигу?» ( http://fognews.ru/russkij-yazyk-bolshe-ne-yazyk.html)
Однако, самое странное и страшное происходит, когда на таком вот «рунглише» начинают самовыражаться люди, не относящиеся к младому племени. Для чего, зачем… Чтобы казаться моложе? Чтобы выглядеть более современно? Пластика речи? И всё чаще и чаще из уст убелённого сединами господина или дамы элегантного возраста доносится: «зафрендить», «обалдеть», «драйв», «отпад» и «офигеть». И выглядят эти люди весьма и весьма комично, мягко говоря. Нет-нет, что вы, я прекрасно понимаю, что такое случалось и раньше. Но тогда среди сотрудников магазина ещё можно было отыскать просто продавца, а теперь сложно – теперь там все менеджеры, реализаторы и мерчендайзеры, да и все мы давно уже живём в окружении дилеров, брокеров и провайдеров.
Возможно, стоит воздержаться от употребления рунглиша и тем, кто позиционирует себя писателем, а тем более – поэтом, русским поэтом. Возможно… И если вместо слова «тусовка», вам вспомнится замечательное слово «салон», которое, кстати, тоже не исконно русское, но давно обрусевшее, то не забывайте его, пожалуйста. А если об этом слове вам напомнит анонс «Литературной Среды» от Одесского литературного Центра, обязательно посетите это немного непривычное, но очень располагающее к общению место.
Не далее как вчера, там прошла ещё одна встреча, и очаровательная хозяйка салона Элла Леус – известный одесский прозаик, радушно встречала гостей. Не могу не сказать о том, что именно стараниями Эллы был создан книжный интернет-магазин, где любой желающий может приобрести книги одесских поэтов и прозаиков с автографами. Напомню, что у истоков возрождения традиции литературных салонов в Одессе, стояли председатель Южнорусского союза писателей и одесской организации Конгресса литераторов Украины Сергей Главацкий, председатель Одесского литературного центра, член Южнорусского союза писателей Элла Леус и учредитель Одесского литературного центра, член Национального союза писателей Украины Олег Дрямин.
В августовской же программе «Литературной Среды» читали поэты Ирина Дежева, Сергей Александров, Юлия Петрусевичюте. Рассказ А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» прозвучал в исполнении Ильи Змеева. Своего рода «одесской изюминкой» вчерашней встречи, стало выступление Алексея Семенищева, уже привычной «изюминкой», поскольку Алексей является завсегдатаем салона, но неизменно яркой, колоритной и долгожданной.
И закрались в мою душу радостные сомнения по поводу преждевременной кончины языка русского: он скорее жив, чем мёртв, и жизнь его от нас с вами зависит, от того, какие слова мы употребляем в своей повседневной речи, какую литературу читаем…, что и о чём пишем. Тусуемся, или, всё-таки, общаемся. Тусовка в анонсе заявлена или, всё-таки, встреча в литературном салоне.
Прошу простить за чрезмерное увлечение цитатами, это последняя – о тусовке. Лучше и точнее не скажешь: «Тусовка не оправдывает деятельность, у нее нет для этого адекватных критериев – она требует лишь соблюдения встреч. Тусовка – это внепроизводственное и чисто симулятивное сообщество. Тусовка – это особый тип связей в визуальной сфере: она помнит только то, что видит, и забывает, как только некто выпадает из ее поля зрения. Она лишена нравственных императивов и обязательных ритуалов, не знает оппозиции или предательства, ее невозможно деконструировать, а только можно игнорировать, воздерживаясь от встреч. Зато, возвращаясь после долгого перерыва, вновь чувствуешь себя на месте: никто не заметил твоего отсутствия, что легко добавляет бодрости духа». (http://party.cjcity.ru/articles/tusovka.php). Одним словом – разновидность «ничто», коими сегодня изобилует пространство. Предполагается насыщение, наполненность от общения, от чтения, от прослушивания, от просмотра, а насыщения и наполненности не происходит – нечем. Ибо внутри этого самого «ничто» – пустота.
В связи с этим и вместо заключения хочется пожелать вышеупомянутому литературному салону и далее продолжать в том же духе и, упаси Б-же, не трансформироваться в тусовку, а великому, могучему, до слёз родному русскому языку – выжить.
Людмила Шарга